1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Наука

В последние десятилетия на «древе» отечественного музыкознания интенсивно разрастается ветвь, именуемая «музыкальным содержанием». Это – актуальное научное направление, исследующее образно-художественную сторону музыки. Имеющее в прошлом столь весомые достижения, как труды Б.Л. Яворского, А.Ф. Лосева и Б.В. Асафьева, позже Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, М.Г. Арановского и других отечественных и зарубежных авторов, оно активно поддерживается и продвигается усилиями большого числа как авторитетных, так и молодых ученых.

В наше время проблематика музыкального содержания притягивает к себе многих исследователей. Однако, пожалуй, наиболее последовательно и плодотворно она развивается в трех реально существующих научных школах – Москвы (под эгидой доктора искусствоведения, профессором В.Н. Холоповой), Уфы (в «Лаборатории музыкальной семантики», возглавляемой доктором искусствоведения, профессором Л.Н. Шаймухаметовой) и Астрахани-Волгограда.

В Южно-Российском регионе под руководством доктора искусствоведения, профессора  Л.П.Казанцевой оформилась научная школа, ядро которой образовала проблемная научно-исследовательская Лаборатория музыкального содержания. В многочисленных трудах исследователя сложилась концепция теории музыкального содержания, заключающаяся в видении музыкального содержания как художественной сущности произведения, на воплощение и обнаружение которой прямо или косвенно направлено в музыкальном произведении всё, чем оно располагает. При этом сложная структура содержания, сформированная в композиторском опусе, корректируется исполнителем и слушателем, испытывает на себе мощное воздействие музыкальной культуры, художественной культуры, духовной культуры.

Эта концепция определила основную тему творческого коллектива: «Содержание музыкального произведения как феномен культуры». В ее рамках С.А. Мозгот изучает пространственный аспект музыкального содержания, О.Ю. Осадчая – мифологичность в музыке, О.В. Шепшелева – выразительность звука в хоровом творчестве современных отечественных композиторов.

В поле зрения сотрудников Лаборатории находятся тематические сферы музыки: Т.С. Андрущак – мемориальность в музыке, М.В. Сальниковой – воплощение в музыкальном произведении темперамента человека (в том числе и самого композитора).

Музыкальное содержание исследуется в жанровом ракурсе. Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов ХХ века привлекают  И.И. Васирук, музыкальная баллада романтизма – О.В. Шевченко, концептуально-содержательное начало западноевропейской симфонии ХХ века – О.В. Шмакову.

Представлен и стилевой аспект музыкального содержания. В этом ключе О.А. Бозина показывает семантику тональности в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова, О.И. Луконина – эволюцию творчества М.О. Штейнберга, Д.А. Рахимова – ориентальные мотивы в творчестве С.В. Рахманинова, И.В. Савина – вариативность в музыке Ф. Листа.

Участники Лаборатории пытаются постичь и процессы влияния на музыкальное содержание других видов искусства. Под таким углом зрения на него смотрят С.С. Севастьянова, специализирующаяся на музыкальном видеотеатре, и П.С. Волкова, усматривающая феномен реинтерпретации в музыке и других видах искусства.

В ряде исследований проблемы теории музыкального содержания поднимаются не как самостоятельные, а – в виде методологической основы, необходимой для рассмотрения одного или нескольких вопросов более крупной научной темы. Таковая понадобилась Е.А. Гущиной, осуществляющей историко-культурологический срез музыки, Г.Н. Бескровной, отыскивающей семантические и асемантические элементы в процессе исполнения музыкального произведения.

В исследование сущностного начала музыки вовлекаются и студенты. Направляемые педагогами, они выступают на научно-практических конференциях. Л.П. Казанцевой подготовлены студенческие доклады «Воплощение ориентальной тематики в камерно-вокальных произведениях М.А. Балакирева» С.Н. Агеевой-Грамович и «“Язык чувств” в клавесинных пьесах Ф. Куперена» Т.В. Матвеевой на IV Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия» 9 апреля 2008 г., ВГИИК, а также «Хрестоматия по музыкальному содержанию для ДМШ» М.Н. Рогозинской на IV научных чтениях по музыкальному содержанию 23 августа 2010 г., Волгоград; О.И. Лукониной – доклады «Музыкальное воплощение евангелистской темы “Семи слов Спасителя на Кресте”» А.С. Антоновой, «Идея всемирного братства в искусстве (от Л. ван Бетховена к Б.А. Циммерману)» Л.А. Головченко, «Механическая музыка: образы и художественные смыслы» А.В. Фатеевой на IV Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» 3 июня 2010 г., ВГИИК.

Возглавляя научные студенческие общества в своих вузах, О.И. Луконина, С.А. Мозгот и О.В. Шмакова заинтересовывают молодых музыкантов и стимулируют их самостоятельную поисковую работу. Руководимые ими студенты публикуются в научных изданиях, делают устные сообщения, участвуют в творческих вечерах и других «неакадемических» проектах.

Общественный резонанс получили проводимые в рамках работы НСО Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова (руководитель – О.В. Шмакова) открытые лектории по проблемам музыкального содержания: «О духовном в искусстве» (2009) и «Вечные темы в искусстве» (2010), в которых перед аудиторией выступают преподаватели.

Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 91
Просмотры материалов : 407150