Наука
В последние десятилетия на «древе» отечественного музыкознания интенсивно разрастается ветвь, именуемая «музыкальным содержанием». Это – актуальное научное направление, исследующее образно-художественную сторону музыки. Имеющее в прошлом столь весомые достижения, как труды Б.Л. Яворского, А.Ф. Лосева и Б.В. Асафьева, позже Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, М.Г. Арановского и других отечественных и зарубежных авторов, оно активно поддерживается и продвигается усилиями большого числа как авторитетных, так и молодых ученых.
В наше время проблематика музыкального содержания притягивает к себе многих исследователей. Однако, пожалуй, наиболее последовательно и плодотворно она развивается в трех реально существующих научных школах – Москвы (под эгидой доктора искусствоведения, профессором В.Н. Холоповой), Уфы (в «Лаборатории музыкальной семантики», возглавляемой доктором искусствоведения, профессором Л.Н. Шаймухаметовой) и Астрахани-Волгограда.
В Южно-Российском регионе под руководством доктора искусствоведения, профессора Л.П.Казанцевой оформилась научная школа, ядро которой образовала проблемная научно-исследовательская Лаборатория музыкального содержания. В многочисленных трудах исследователя сложилась концепция теории музыкального содержания, заключающаяся в видении музыкального содержания как художественной сущности произведения, на воплощение и обнаружение которой прямо или косвенно направлено в музыкальном произведении всё, чем оно располагает. При этом сложная структура содержания, сформированная в композиторском опусе, корректируется исполнителем и слушателем, испытывает на себе мощное воздействие музыкальной культуры, художественной культуры, духовной культуры.
Эта концепция определила основную тему творческого коллектива: «Содержание музыкального произведения как феномен культуры». В ее рамках С.А. Мозгот изучает пространственный аспект музыкального содержания, О.Ю. Осадчая – мифологичность в музыке, О.В. Шепшелева – выразительность звука в хоровом творчестве современных отечественных композиторов.
В поле зрения сотрудников Лаборатории находятся тематические сферы музыки: Т.С. Андрущак – мемориальность в музыке, М.В. Сальниковой – воплощение в музыкальном произведении темперамента человека (в том числе и самого композитора).
Музыкальное содержание исследуется в жанровом ракурсе. Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов ХХ века привлекают И.И. Васирук, музыкальная баллада романтизма – О.В. Бегичеву, концептуально-содержательное начало западноевропейской симфонии ХХ века – О.В. Шмакову.
Представлен и стилевой аспект музыкального содержания. В этом ключе О.А. Бозина показывает семантику тональности в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова, О.И. Луконина – эволюцию творчества М.О. Штейнберга, Д.А. Рахимова – ориентальные мотивы в творчестве С.В. Рахманинова, И.В. Савина – вариативность в музыке Ф. Листа.
Участники Лаборатории пытаются постичь и процессы влияния на музыкальное содержание других видов искусства. Под таким углом зрения на него смотрят С.С. Севастьянова, специализирующаяся на музыкальном видеотеатре, и П.С. Волкова, усматривающая феномен реинтерпретации в музыке и других видах искусства.
В ряде исследований проблемы теории музыкального содержания поднимаются не как самостоятельные, а – в виде методологической основы, необходимой для рассмотрения одного или нескольких вопросов более крупной научной темы. Таковая понадобилась Е.А. Гущиной, осуществляющей историко-культурологический срез музыки, Г.Н. Бескровной, отыскивающей семантические и асемантические элементы в процессе исполнения музыкального произведения.
В исследование сущностного начала музыки вовлекаются и студенты. Направляемые педагогами, они выступают на научно-практических конференциях. Л.П. Казанцевой подготовлены студенческие доклады «Воплощение ориентальной тематики в камерно-вокальных произведениях М.А. Балакирева» С.Н. Агеевой-Грамович и «“Язык чувств” в клавесинных пьесах Ф. Куперена» Т.В. Матвеевой на IV Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия» 9 апреля 2008 г., ВГИИК, а также «Хрестоматия по музыкальному содержанию для ДМШ» М.Н. Рогозинской на IV научных чтениях по музыкальному содержанию 23 августа 2010 г., Волгоград; О.И. Лукониной – доклады «Музыкальное воплощение евангелистской темы “Семи слов Спасителя на Кресте”» А.С. Антоновой, «Идея всемирного братства в искусстве (от Л. ван Бетховена к Б.А. Циммерману)» Л.А. Головченко, «Механическая музыка: образы и художественные смыслы» А.В. Фатеевой на IV Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» 3 июня 2010 г., ВГИИК.
Возглавляя научные студенческие общества в своих вузах, О.И. Луконина, С.А. Мозгот и О.В. Шмакова заинтересовывают молодых музыкантов и стимулируют их самостоятельную поисковую работу. Руководимые ими студенты публикуются в научных изданиях, делают устные сообщения, участвуют в творческих вечерах и других «неакадемических» проектах.
Общественный резонанс получили проводимые в рамках работы НСО Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова (руководитель – О.В. Шмакова) открытые лектории по проблемам музыкального содержания: «О духовном в искусстве» (2009) и «Вечные темы в искусстве» (2010), в которых перед аудиторией выступают преподаватели.
ИТОГИ КОНКУРСА СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ
Весной 2020 года впервые прошел Международный конкурс студенческих работ по теме «Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия». Конкурс проводился в рамках Международного фестиваля «Русские ассамблеи в Неаполе». Организаторами фестиваля (и конкурса) стали Associazione culturale «MASSIMO GORKI» qia ITALIA-URSS (Италия), Центр популяризации современной музыкальной культуры (Россия), Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры, Кафедра музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В конкурсе приняли участие молодые исследователи из Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова, Белорусской государственной академии музыки, Гродненского государственного университета им. Янки Купалы.
Конкурсные статьи распределились по двум номинациям: «Научная работа» и «Работа по музыкальной критике».
Работы студентов были посвящены изучению широкого спектра вопросов, касающихся современной российской музыки, российско-итальянских творческих контактов, проблем исполнительского искусства и др.
Поданные материалы рассматривало жюри, в состав которого вошли специалисты в области музыкознания: доктор искусствоведения профессор Л. П. Казанцева (председатель), доктор искусствоведения, доктор философских наук, кандидат филологических наук профессор П.С. Волкова, доктор искусствоведения профессор Г.П. Овсянкина, доктор искусствоведения профессор О.И. Луконина, кандидат искусствоведения доцент И.Ф. Двужильная. Рецензирование рукописей проводилось анонимно.
Итоги конкурса:
В номинации «Научная работа»:
Лауреат I степени – Наталия Александровна Попова (Петрозаводск)
Лауреат II степени – Таисия Анатольевна Беляева (Новосибирск)
Лауреат III степени – Рената Ивановна Серафинович (Гродно, Беларусь)
Дипломант – Светлана Александровна Белая (Минск, Беларусь)
Дипломант – Ксения Константиновна Телегина (Новосибирск).
В номинации «Работа по музыкальной критике»:
Лауреат I степени – Светлана Алексеевна Подшивалова (Волгоград)
Дипломант – Беата Франтишковна Шатрова (Гродно, Беларусь).
Расценив профессиональный уровень поданных на конкурс текстов как довольно высокий, жюри сочло возможным лучшие из них опубликовать в сборнике, регистрируемом в РИНЦ.
ИТОГИ КОНКУРСА НАУЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ
ПО МУЗЫКАЛЬНОУ СОДЕРЖАНИЮ
Осенью 2018 года в России впервые прошел конкурс научных студенческих работ по музыкальному содержанию, приуроченный к 10-летию Лаборатории музыкального содержания. Его учредителями стали Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры, кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова и журнал «Проблемы музыкальной науки» (“Music Scholarship”).
В конкурсе приняли участие молодые исследователи из Московской государственной консерватории, Петербургской государственной консерватории, Уфимского государственного института искусств, Петрозаводской государственной консерватории, Саратовской государственной консерватории, Астраханской государственной консерватории, Волгоградской консерватории, Волгоградского государственного института искусств и культуры.
Работы студентов были посвящены изучению широкого спектра вопросов, касающихся выразительно-смыслового начала музыки: музыкальная семантика, музыкальная поэтика, музыкальная интонация, выразительность элементов музыки, музыкальный образ, музыкальная драматургия, историческая эволюция музыкального содержания, смысловой аспект взаимодействия музыки с другими видами искусства и т. д.
Поданные материалы рассматривало жюри, в состав которого вошли ведущие специалисты в области музыкального содержания:
Председатель – доктор искусствоведения, профессор Астраханской государственной консерватории и Волгоградского государственного института искусств и культуры, зав. Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры Л. П. Казанцева
Члены жюри – кандидат искусствоведения, профессор Волгоградского государственного института искусств и культуры О. В. Бегичева
доктор искусствоведения, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор Кубанского государственного аграрного университета П. С. Волкова
доктор искусствоведения, профессор Волгоградского государственного института искусств и культуры О. И. Луконина
доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского В. Н. Холопова
доктор искусствоведения, профессор, зав. Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова, главный редактор журнала «Проблемы музыкальной науки» Л. Н. Шаймухаметова
Рецензирование рукописей проводилось анонимно.
По итогам конкурса определились победители:
Лауреат I степени – П. Ш. Шамхалова (Астрахань)
Лауреат II степени – Л. Т. Юнусова (Уфа)
Лауреат III степени – В. Е. Карасева (Петрозаводск)
Дипломант – И. Д. Поршнев (Москва)
Дипломант – С. В. Сысолятина (Петрозаводск)
Дипломант – С. А. Подшивалова (Волгоград)
Расценив профессиональный уровень поданных на конкурс текстов как довольно высокий, жюри сочло возможным лучшие из них рекомендовать к бесплатной публикации: работу лауреата I степени – в журнале «Проблемы музыкальной науки», работы лауреатов II и III степеней, а также дипломантов конкурса – в новом журнале «Искусство. Культура. Образование. Научные исследования».
Искренне поздравляем победителей конкурса и желаем новых научных достижений!
Меню
Друзья сайта
Статистика
Статьи : 98
Просмотры материалов : 1393536