Андрущак Татьяна Станиславовна
Общие сведения
Окончила Астраханскую государственную консерваторию (1992), затем аспирантуру там же (2006).
Кандидат искусствоведения (2008, диссертация «Мемориальность в отечественной музыке последней трети XX века (к исследованию феномена)», научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент Л.П. Иванова). Доцент.
Профессор кафедры истории теории музыки Волгоградского государственного института искусств и культуры.
Проректор по учебной работе Волгоградского государственного института искусств и культуры.
Научная деятельность
Сфера научных интересов – академическая музыка in memoriam в творчестве европейских и русских композиторов Нового времени, художественные формы воплощения мемориального замысла в искусстве.
Сделала ряд публикаций:
а) книги и брошюры
1. Мемориальность в отечественной музыке последней трети ХХ века (к исследованию феномена): Монография. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. 190 с.
2. Траурная музыка эпохи Барокко: лекция по дисциплине «История музыки» для студентов направления подготовки 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство и специальности 53.05.05 Музыковедение. – Волгоград: ООО Бланк, 2017. 48 c.
3. Зарубежная музыка о России (музыкальная россика): кол. монография. – СПб: Союз художников, 2023. 324 с. (авторс. доля 1.3 п.л.).
б) статьи
1. Мемориал в отечественной музыке второй половины XX века (содержательный аспект) // Российская культура глазами молодых ученых: Сб. тр. / Академия общественных связей. – СПб.: «Культ-Информ-Пресс», 2004. Вып. 15. С. 3-22.
2. Произведения in memoriam в отечественной музыке второй половины XX века (проблема классификации) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. С. 164-169.
3. Мотив воспоминаний в произведениях in memoriam отечественных авторов второй половины XX века // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы III Междунар. науч. конгресса: В 2 т. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Т. 1. С. 290-295.
4. Семантика образа Света в произведениях in memoriam отечественных композиторов последней трети XX века // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «III Серебряковские чтения». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. Кн. III История и теория музыки. История и теория исполнительства. Методика и практика профессионального музыкального образования. С. 4-9.
5. Мотив Скорби в произведениях in memoriam отечественных композиторов последней трети XX века // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы III Междунар. науч. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. С. 51-62.
6. Три сюжета о «неизведанном» // Художественный текст. Автор и исполнитель: Сб. материалов Всерос. науч.-практич. конференции молодых ученых: В 2 т. – Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2007. Т. 2. С. 17-30.
7. Музыкальный мемориал: к вопросу теории жанра // Вестник МГУКИ. 2007. № 1 (17). С. 172-175.
8. «Реквием» Ахматовой-Тищенко как мемориальный текст // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С.126-134.
9. Личное и внеличное в художественном пространстве мемориального опуса (на примере «Элегического секстета памяти Г. Свиридова» Р. Леденева) // Интегративная педагогика и психология искусства в полиэтническом регионе: Материалы IV Междунар. конференции. – Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2009. С.114-120.
10. Мемориальная традиция в русской академической музыке XIX – XX столетий // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. С. 165-170.
11. Претворение мемориальной концепции в жанре симфония (на примере симфонии Й. Сука ор.27 «Азраэль») // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Материалы V Междунар. конференции. – Майкоп: ИП Магарина О.Г., 2010. С. 113-119.
12. Монограмма в контексте музыкальных опусов in memoriam: от ритуала к художественной традиции // Вестник Волгоградского государственного института искусств и культуры. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. Вып. 3. С. 3-8.
13. «Ода памяти Генри Пёрселла» Дж. Драйдена – Дж. Блоу: от комплиментарного к элегическому // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 32-39.
14. Особенности пространственно-временной организации «Styx» Г. Канчели // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 101-112.
15. Адресованная музыка и посвящения С. Слонимского как одна из ее форм // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы VI Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. С. 58-69.
16. Культура увековечивания и мемориальная музыка как одна из ее форм // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 58-68.
17. Венок Ф. Шопену: о динамике отношений адресного и адресованного в художественном пространстве музыкальных посвящений польскому Гению // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном контексте: Материалы междунар. науч.-практич. конференции. – Волгоград, 2018.
18. «Кайзер Атлантиды» В. Ульмана – Ф.П. Кинга в Волгограде (рецензия постановки) // Вестник Волгоградского государственного института искусств и культуры. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2017. Вып. 8. С. 25-34 (в соавт. с А.В. Неизвестной-Разиной).
19. Мотивы «исторической миссии» и «жертвенной преданности Христу» Иуды Искариота в одноименной опере Волгоградского композитора П. Морозова // Наука. Культура. Искусство. Образование: Сб. науч. тр. / ВГИИК. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2018. С. 113-119.
20. Иуда Искариот в одноименной опере волгоградского композитора Павла Морозова: некоторые аспекты характеристики протагониста // Культура слова: эл. научный журнал. 2019. №1(2). https://jword.ru/archive/2/24
21. Забытый балладный сюжет американского романтизма // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 3. С. 5-10 (в соавт. с О.В. Бегичевой).
22. Инфернальный пришелец, герой-любовник или доблестный воин: образ Викинга в опусах композиторов-романтиков по балладе Г. У. Лонгфелло «Скелет в доспехах» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер 2: Филология и искусствоведение. 2019. № 3. С. 205-212 (в соавт. с О.В. Бегичевой).
Выступает на международных и всероссийских научных конференциях. Темы докладов: «К вопросу о художественной специфике скульптурно-архитектурного мемориала» (Волгоград, 2007), «Принцип единства «вечного» и «современного» в произведениях in memoriam отечественных композиторов последней трети XX века» (Волгоград, 2008), «Мемориальная традиция в русской академической музыке XIX – XX веков (основные этапы и их характеристики)» (Волгоград, 2009), «Культурный трансфер русской баллады на примере “Тараса Бульбы” Леоша Яначека» (Волгоград, 2022, в соавт. с О.В. Бегичевой) и др.
Педагогическая деятельность
В качестве доцента кафедры истории и теории музыки ВГИИК читает вузовские курсы «История зарубежной музыки» и «История современной отечественной музыки», где как вспомогательный учебный материал использует результаты исследования мемориальной традиции в музыке. В среднем звене ведет предметы «Музыкальная литература», «Сольфеджио», «Гармония».
Методическая деятельность
Преподает на курсах повышения квалификации для преподавателей и концертмейстеров ДМШ, ДШИ и других учреждений дополнительного образования детей.
Председатель жюри областного конкурса по теории музыки в ДШИ пгт Иловля Волгоградской области (2007, 2008, 2009).
Просветительская деятельность
Как лектор провела Мемориальный концерт «Памяти педагогов кафедры “Оркестровые инструменты”» (Центральный концертный зал г. Волгограда, 2009), Концерт фортепианной музыки из цикла «Музыка в музее» (исполнитель – лауреат международных конкурсов Ю. Ильинов, Музей изобразительных искусств г. Волгограда, 2009), Юбилейный концерт факультета искусств (БЗ ВГИИК, 2009), программу для фортепиано с оркестром «Вся фортепианная музыка Р. Шумана» (исполнители – М. Лидский и студенческий оркестр ВГИИК, БЗ ВГИИК, 2010) и другие концерты.
Меню
Друзья сайта
Статистика
Статьи : 98
Просмотры материалов : 1405499