1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Библиотека


 

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

1 src=http://muzsoderjanie.ru/images/stories/puti.jpg

ББК 85.310.01
УДК 78.01
М 89

Музыкальное содержание: пути исследования: Сборник материалов научных чтений / Ред.-сост. Л.П. Казанцева. – Краснодар: ООО Издательский дом ХОРС, 2009. – 156 с.

В издании опубликованы доклады ученых из Астрахани, Волгограда, Краснодара, Майкопа, участвовавших в Первых, Вторых и Третьих научных чтениях по проблемам музыкального содержания, состоявшихся в Астрахани и Волгограде в 2007 – 2009 гг.

 С О Д Е Р Ж А Н И Е

От редактора  3
Гущина Е.А. К вопросу о периодизации истории музыки    6
Казанцева Л.П. Подтекстовые смыслы в музыке    11
Шмакова О.В. Симфонический финал как жанр    23
Кожаева С.Б. Семантика арий в коротких мессах И.С. Баха    33
Шевченко О.В. «Повествователь» в романтической балладе «ужаса»    40
Сальникова М.В. Музыкальное воплощение меланхолического темперамента композиторами-романтиками 52
Мозгот С.А. Особенности организации концептуального пространства в фортепианном цикле Р. Шумана «Карнавал»   62
Рахимова Д.А. Традиции «русского ориентализма» в мелодике С.В. Рахманинова   80
Луконина О.И. О музыкальном «прочтении» М. Штейнбергом поэмы М. Лермонтова «Русалка»   89
Шмакова О.В. К вопросу о жанровой типологии зарубежной неоклассической симфонии   95
Васирук И.И. Типология тем в современных фугах   99
Шепшелева О.В. Театральность в хоровых опусах современных отечественных композиторов 118
Андрущак Т.С. «Реквием» А. Ахматовой – Б. Тищенко как мемориальный текст   126
Бескровная Г.Н. Преднамеренное начало как фактор преобразований в интерпретационном процессе  134
Волкова П.С. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на материале изобразительного искусства)  142

ISBN 978-5-91084-022-9
______________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.310.01

УДК 78.01

М 89

Музыкальное содержание: пути исследования: Сборник материалов научных чтений / Ред.-сост. Л.П. Казанцева. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. – 199 с.

В издании опубликованы доклады ученых из Астрахани, Волгограда, Краснодара, Майкопа, Красноярска, Кургана, Балакова, участвовавших в Четвертых и Пятых научных чтениях по проблемам музыкального содержания, состоявшихся в Волгограде в 2010 – 2011 гг.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

От редактора-составителя   3

Казанцева Л.П. Музыка о музыке   9

Шмакова О.В. Категория движения в музыке: постановка проблемы в научной концепции Б.В. Асафьева    26

Мозгот С.А. Пространство личности: признаки и способы выражения в музыке   33

Королевская Н.В. О текстоцентрической функции концепта: смыслообразование в циклической вокальной композиции   47

Бегичева О.В. Баллада в опере как проблема «текста в тексте»   61

Бозина О.А. Особенности семантики тональностей в операх Н.А. Римского-Корсакова   75

Рахимова Д.А. Пути эволюции ориентализма в музыке С.В. Рахманинова   84

Васирук И.И. Возвращение из «небытия»: о первом полифоническом цикле ХХ века    90

Андрущак Т.С. Особенности пространственно-временной организации «Styx» Г. Канчели    101

Луконина О.И. Индустриальные мотивы в советской музыке 1920 – 1930-х годов (на примере симфонии «Турксиб» Максимилиана Штейнберга)   113

Осадчая О.Ю. Сталин и Сталинград: к проблеме воплощения «советского мифа» в художественном пространстве города-героя    120

Волкова П.С., Еремеева А.Н. Искусство как социокультурный феномен: проблема интерпретации и реинтерпретации  120

Севастьянова С.С. Музыкально-биографический фильм: от художественного формата к мультипликации    137

Бескровная Г.Н. К методологии исследования музыкально-исполнительского процесса 168

Давыдова С.А. Герменевтический подход к анализу музыкального содержания в ДМШ (ДШИ)   176

Тяжева О.Ю. Электронное методическое пособие к программе «Образно-цветовое восприятие музыки»     184

ISBN 978-5-91692-088-8

__________________________________________________________________________________________________________________________________

ББК 85.310.01
УДК 78.01
М 89
Музыкальное содержание: пути исследования: Сборник материалов научных чтений / Ред.-сост. Л.П. Казанцева. Вып. 3. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2016. – 183 с.

В издании опубликованы доклады участников научных чтений по проблемам музыкального содержания, состоявшихся в Волгограде в 2012 и 2013 гг.
Для музыкантов-профессионалов, студентов музыкальных вузов и средних музыкальных учебных заведений, а также читателей, интересующихся проблемами музыкального искусства.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

От редактора-составителя    3

Бегичева О.В. Жанровые пересечения музыкального романтизма: баллада в мелодраме 9
Мозгот С.А. Приемы моделирования персонального пространства в камерно-вокальных произведениях романтиков 45
Андрущак Т.С. Культура увековечивания и мемориальная музыка как одна из ее форм 58
Королевская Н.В. Симфонии В.Г. Королевского в свете теории смыслового взрыва Ю.М. Лотмана 69
Бозина О.А. Семантика тональностей как действенный фактор оперной драматургии в творчестве Н.А. Римского-Корсакова 89
Шмакова О.В. Симфонии-драмы Артура Онеггера: к вопросу тональной драматургии 95
Луконина О.И. Образ Тиля Уленшпигеля в музыке 100
Волкова П.С., Невская П.В. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере «Герники» П. Пикассо) 109
Казанцева Л.П. Образно-художественный мир творчества М.К. Чюрлёниса    120
Рахимова Д.А. «Персидские мотивы» в европейской художественной культуре XIX века 143
Шмакова О.В. Камерно-вокальная и оперная музыка: исполнительский практикум по типологии музыкальной образности 148
Бескровная Г.Н. Импровизационность как категория музыкально-исполнительского искусства 156
Никитенко О.Г. Смысловыразительные исполнительские средства казачьей песни Волгоградской области как задача современных фольклорных ансамблей 164

ISBN 978-5-98066-189-2

_____________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.31
А 66
Андрущак Т.С. Мемориальность в отечественной музыке последней трети ХХ века (к исследованию феномена): Монография. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. – 190 с.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор О.И. Кулапина; кандидат искусствоведения, профессор О.В. Бегичева

В книге исследуется специфическое явление музыкальной культуры – сочинения in memoriam. В ряду ключевых этапов развития традиции поминовения в русской академической музыке последняя треть ХХ века репрезентируется как кульминационная фаза преломления эпитафиальной темы.
Музыка in memoriam рассматривается в контексте мировой художественной традиции: наблюдения над генетически родственными мемориальной музыке жанрами из сфер литературы, живописи, скульптурно-архитектурной области искусства выводят автора на образно-тематические универсалии, сквозь призму которых осуществляется анализ широкого круга сочинений отечественных композиторов.
Рекомендовано для музыкантов-профессионалов и любителей музыки.

ISBN 978-5-98461-965-3

___________________________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.313(2)
УДК 784.3(740)
Б37

Бегичева О.В. Художественные универсалии Серебряного века в зеркале камерно-инструментальной музыки. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.». – 2018. – 176 с.

Научный редактор – доктор искусствоведения, профессор, действительный член (академик) Международной академии информатизации и Российской академии естествознания Л.П. Казанцева Рецензенты: доктор искусствоведения, доцент, главный специалист-эксперт отдела искусств и образования Министерства культуры Республики Адыгея С.А. Мозгот; кандидат искусствоведения, доцент Т.С. Андрущак

В исследовании рассматривается художественная картина Серебряного века, отраженная в камерно-инструментальной музыке, являющейся звуковым и образным портретом времени «Fin de siecle». Уникальность предгрозовой эпохи освещается через образно-тематические, жанровые и языковые универсалии искусства. Выявляя общие закономерности художественного мышления в литературе, музыке, живописи, декоративно-прикладных видах творчества, автор приходит к выводу о существовании «универсального языка» эпохи «рубежа».
Издание адресовано искусствоведам, культурологам, литературоведам, а также читателям, которые интересуется вопросами истории и теории культуры, жанровыми и стилевыми исканиями Серебряного века.

ISBN 978-5-91692-712-2

___________________________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.313(2)
УДК 784.3(740)
Б37

Бегичева О.В. Романтическая баллада в искусстве XIX – XX веков: очерки типологии и поэтики: монография. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2019. – 280 с., илл.

Научный редактор – доктор искусствоведения, профессор, действительный член (академик) Международной академии информатизации и Российской академии естествознания Л.П. Казанцева Рецензенты: доктор искусствоведения, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор П.С. Волкова; доктор искусствоведения, доцент С.А. Мозгот

В предлагаемой книге рассматривается жанр романтической баллады, который на протяжении XIX – XX столетий активно существовал одновременно в разных национальных культурах и видах искусства. Из обширного фонда романтических баллад извлекаются сюжеты, востребованные музыкальным искусством, дается их сравнительная характеристика. В центре внимания оказываются персонажи балладного повествования, выводится их жанровый «портрет», архетипические корни, структурно-функциональные и семиотические параметры образной характеристики, соответствующие им устойчивые интонационные стереотипы.
Издание адресовано искусствоведам, культурологам, литературоведам, а также читателям, которые интересуется вопросами истории и теории культуры, жанрами романтизма.

ISBN 978-5-91692-713-9

___________________________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.313(2)
УДК 784.3(740)
Б37

Бегичева О.В. Жанровые метаморфозы романтической баллады в искусстве XIX – XXI веков: монография. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2019. – 192 с., илл.

Научный редактор – доктор искусствоведения, профессор, действительный член (академик) Международной академии информатизации и Российской академии естествознания Л.П. Казанцева Рецензенты: доктор искусствоведения, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор П.С. Волкова; кандидат искусствоведения, доцент Т.С. Андрущак

Предлагаемая книга является продолжением исследовательских поисков автора в области жанра романтической баллады. В настоящем издании рассматривается динамика жанровых метаморфоз романтической баллады и ее эволюция в системе романтической и постромантической эстетики.
Издание адресовано искусствоведам, культурологам, литературоведам, а также читателям, которые интересуется вопросами истории и теории культуры, жанрами романтизма.

ISBN 978-5-91692-714-6

___________________________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.313(2Рос)
Б 76
Бозина О.А. Семантика тональности в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова: Монография /  КГАМиТ. – Красноярск, 2013. – 194 с.

Научный редактор – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева
Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор В.Э. Девуцкий; доктор искусствоведения, профессор Л.А. Вишневская

Монография посвящена проблеме изучения семантики тональности как смыслообразующего фактора в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Необходимость изучения семантического потенциала тональности как одного из составляющих многомерной структуры оперного жанра обусловлена стремлением проникнуть в более глубокие слои содержания, уяснить особенности музыкального мышления композитора. Семантика тональности рассматривается в стилевом, жанровом и философско-эстетическом аспектах.
Книга адресована музыкантам-профессионалам, студентам музыкальных вузов и всем тем, кто стремится постичь содержание музыки.

ISBN 978-5-98121-046-4

___________________________________________________________________________________________________________________________________

ББК 85.310.5
УДК 781.42
В – 19
Васирук И.И. Полифонические циклы XX века: Учебное пособие. – Волгоград: Издательство «Магарин О.Г.», 2012. – 190 с.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Е.В. Вязкова; кандидат искусствоведения, профессор М.Г. Хрущёва.

В учебном пособии рассматриваются композиционные и художественно-содержательные особенности полифонических циклов, написанных отечественными композиторами в XX веке. Для рассмотрения выбраны циклы наиболее интересные с точки зрения их художественных достоинств и становления полифонического цикла в отечественной музыке XX века – как довольно популярные, так и малоизвестные.
Пособие адресовано студентам музыкальных вузов разных специальностей, а также всем, кто интересуется судьбой полифонического цикла в XX столетии.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальностям 072901 «Музыковедение» и 073201 «Искусство концертного исполнительства».

ISBN 978-5-91692-079-6

______________________________________________________________________________________________________________________

ББК 85.310.5

УДК 781.42

В –19

Васирук И.И. Современная фуга: содержательные аспекты: Монография. – Волгоград: Издательство  «Магарин О.Г.», 2011. – 234 с.

Научный редактор – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Е.В. Вязкова; доктор искусствоведения, профессор Н.И. Тарасевич

 Предлагаемая книга – опыт исследования художественно-содержательных особенностей современной фуги. В центре внимания автора – наблюдения над фугой, её компонентами и её функционированием в полифоническом цикле отечественных композиторов последней трети XX – начала XXI веков. Содержательные особенности фуги прослеживаются в монографии поэтапно: в теме фуги, фуге в целом, фуге как части цикла. 

ISBN 978-5-91692-054-3

______________________________________________________________________________________________________________________

ББК 87+83

В 67

Волкова П.С. Метафизика огня, или опыт философии искусства. – Краснодар: КУКиИ, 2007. 104 с.

Рецензент – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева

В монографии осуществляется опыт философии искусства, обретаемый в контексте метафизики огня. В числе рассматриваемых художественных оьбразцов – картины У. Ханта («Светоч мира») и П. Клее («Натюрморт», «Смерть и огонь»), скульптура Родена («Мыслитель»), кинематографии А. Тарковского («Жертвоприношение», «Ностальгия»), а также поэзия Фета, Рильке, Цветаевой, Бальмонта.

ISBN 978-5-9266-0258-3

______________________________________________________________________________________________________________________

3 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/reint.jpgББК 87.8
УДК 7.01
В 67

Волкова П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века). – Краснодар: ООО Издательский дом ХОРС, 2008. – 199 с.

Рецензент – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение   4
Глава 1. Интерпретация и реинтерпретация: общее и особенное    14
1.1 Интерпретация: к истории вопроса    14
1.2 Реинтерпретация: к истории вопроса    42
1.3 Реинтерпретация как социокультурный феномен    80

Глава 2. Реинтерпретация в искусстве ХХ века    93
2.1 Музыка и кинематограф (анимация)    94
2.2 Кинематограф и литература (поэзия и проза)    128
2.3 Балет и живопись    168

Заключение    194

ISBN 978-5-91084-015-1
______________________________________________________________________________________________________________________

4 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/7777.jpg
ББК 85.31
УДК 78.01
К 14
Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие. Изд. 2-е, исправл. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. – 368 с., нот.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор В.Н. Холопова; кандидат искусствоведения, доцент Н.Н. Калиниченко; кандидат искусствоведения, доцент А.Ю. Кудряшов

    Издание представляет собою первую часть курса «Теория музыкального содержания», разработанного и ведущегося доктором искусствоведения, профессором Л.П. Казанцевой. В нем рассматриваются основные понятия этой теории: тон, средства музыкальной выразительности, интонация, музыкальный образ, пространство и время в музыке, музыкальная драматургия, тема и идея, автор в музыкальном содержании.

ISBN 978-5-98066-069-7

______________________________________________________________________________________________________________________

6 src=http://muzsoderjanie.ru/images/stories/6767.jpg

ББК 85.310.00
УДК 78.01+784
К 14
Казанцева Л.П. Музыкальное содержание в контексте культуры: Учебное пособие. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. – 360 с., 24 с. нот.

Рецензенты: доктор философских наук, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор П.С. Волкова; кандидат искусствоведения, доцент Н.Н. Калиниченко; кандидат искусствоведения, доцент О.В. Шевченко

Издание представляет собою материал одноименного учебного курса. Здесь находят продолжение идеи, высказанные в учебном пособии автора «Основы теории музыкального содержания» (Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001; 2-е изд. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009), где были показаны основные понятия этой теории: тон, средства музыкальной выразительности, интонация, музыкальный образ, пространство и время в музыке, музыкальная драматургия, тема и идея, авторское начало. Теперь содержание музыкального произведения рассматривается в музыкальной жизни (в исполнительской интерпретации и восприятии), музыкальной культуре (в соотнесении с жанром, стилем, формой, а также как носитель интертекстуальности и архетипичности), художественной культуре (во взаимосвязях с другими искусствами).

ISBN 978-5-98066-078-9
______________________________________________________________________________________________________________________

7 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/7878.jpg

ББК 85.31р
УДК 78.01
К 14
Казанцева Л.П. Хрестоматия по теории музыкального содержания. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2006. – 544 с., нот + диск МР3

Рецензент – кандидат искусствоведения, доцент Н.Н. Калиниченко

Хрестоматия предназначена для изучения предмета «Теория музыкального содержания» в музыкальных вузах, училищах и ДМШ. Она соотнесена с учебными пособиями по этой дисциплине того же автора: «Музыкальная интонация» (Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 1999), «Основы теории музыкального содержания» (Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001; 2-е изд. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009), «Музыкальное содержание в контексте культуры» (Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009), а также ее методическим пособием «Анализ музыкального содержания» (Астрахань: АГК, 2002).
В издании предлагается музыкальный материал (нотные и звуковые примеры на диске МР3), позволяющий практически освоить основные теоретические понятия теории музыкального содержания: тон, средства музыкальной выразительности, интонация, музыкальный образ, пространство и время в музыке, музыкальная драматургия, тема и идея, автор в музыкальном содержании, а также проследить динамику содержания музыкального произведения в исполнительской интерпретации, в контексте музыкальной культуры (во взаимоотношениях с жанром, стилем, формой, в интертекстуальных связях с другими произведениями) и взаимодействии с другими видами искусства.
     Имеющее целевую направленность, издание в то же время может быть небезынтересным также для педагогов и учащихся, считающих постижение художественного мира музыки необходимым и в других учебных дисциплинах.

ISBN 5-98066-037-2
______________________________________________________________________________________________________________________

ББК 85.310.01+85.319
УДК 78.01
К 14

Казанцева Л.П. Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения: Учебное пособие. –  Астрахань:  ГП АО ИПК «Волга», 2011. –  132 с., нот.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор В.Н. Холопова;
доктор искусствоведения, профессор Л.Н. Шаймухаметова;
кандидат искусствоведения, доцент М.Г. Хрущёва.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 072901 «Музыковедение».
Перед человеком, включенным в музыкально-педагогический процесс и  занимающимся музыкально-исполнительской деятельностью, постоянно стоит вопрос: каков художественный мир произведения. Эта проблема довольно остра в синтетическом – словесно-музыкальном произведении. Настоящее издание представляет собой учебно-методическую разработку, предлагающую один из путей, ведущих к ответу на этот вопрос.
Для музыкантов-профессионалов, педагогов и студентов музыкальных вузов и средних музыкальных учебных заведений, музыкантов-исполнителей, а также читателей, интересующихся проблемами музыкального искусства и синтеза искусств.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

В в е д е н и е  3
Методология анализа художественного содержания вокального и хорового произведения 6
Образно-художественные черты словесного первоисточника 10
Образно-художественные особенности музыкального компонента 22
Художественное содержание словесно-музыкального произведения 57
З а к л ю ч е н и е 78
Практические задания  80
Темы курсовых работ 83
Список рекомендуемой литературы  83
Приложения 87
1. Стихотворения
2. Аналитические этюды
C. Рахманинов. «Сон» на слова А. Плещеева (из Г. Гейне) ор. 8 № 5
Д. Шостакович. Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия на слова Д. Шостаковича
Р. Щедрин. Четыре хора на стихи А. Вознесенского. № 4 «Песня вечерняя»
Г. Свиридов. «Пушкинский венок» на слова А. Пушкина. № 4 «Эхо»

ISBN 978-5-98066-102-1

______________________________________________________________________________________________________________________

ББК 85.31
К 68
Королевская Н.В. Слово и музыка в произведениях саратовских композиторов: в пространствах смысла: Монография. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. – 296 с.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева; кандидат искусствоведения, профессор Е.И. Вартанова

Автор исследует творчество саратовских композиторов в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии. Интерес к непреходящим вопросам жизни и смерти, времени, вечности, предназначения художника и смысла творчества предопределил собою метод исследования, позволивший сфокусировать внимание на механизмах смыслообразования.
Для профессионалов и любителей музыкального искусства, интересующихся вопросами музыкально-поэтического синтеза и музыкального смыслообразования.

______________________________________________________________________________________________________________________

8 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/luko.jpg

ББК 85.3
Л 84
Луконина О.И. Музыкально-театральное творчество М.О. Штейнберга в культурном контексте Серебряного века: Монография. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. – 223 с., ил.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор А.Я. Селицкий; доктор искусствоведения, профессор И.Н. Баранова

В книге рассматривается музыкально-театральное наследие петербургского композитора Максимилиана Штейнберга – современника С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, ученика Н.А. Римского-Корсакова и учителя Д.Д. Шостаковича. Автор репрезентирует тип художественной личности молодого М.О. Штейнберга – яркого представителя эпохи модерна – в зеркале времени. На примере музыки мастера показана роль традиции и ее обновления как факт перелома в общей эволюции культуры Серебряного века.
Исследование опирается на обширный круг источников – печатных и рукописных.

ISBN 978-5-98461-577-8
______________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.3
Л 84
Луконина О.И. Максимилиан Штейнберг: художник и время: Монография. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. – 512 с.

Научный редактор: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева
Рецензенты: доктор философских наук, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор П.С. Волкова; кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Н.Ф. Фирсова; кандидат искусствоведения, доцент Т.С. Андрущак

В монографии рассматриваются жизнь и творчество композитора Максимилиана Осеевича Штейнберга (1883 – 19436) – одного из творцов, оставшегося в тени его великих современников Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича. Музыкальное наследие, музыкально-общественная и педагогическая деятельность мастера показываются в широком художественном контексте эпохи на основе рукописей и архивных материалов.
Книга адресована музыкантам-профессионалам, а также читателям, интересующимся отечественной художественной культурой.

ISBN 978-5-906081-39-1

______________________________________________________________________________________________________________________

Мозгот С.А. Категория пространства в музыке: Монография. – Майкоп: АГУУДК 78.01
ББК 85.31
М 74
Мозгот С.А. Категория пространства в музыке: Монография. – Майкоп: АГУ, 2018. – 350 с., нот., табл., рис.

Научный редактор: доктор искусствоведения, профессор, действительный член (академик) Международной академии информатизации и Российской академии естествознания, Заслуженный деятель науки и образования, член Союза композиторов России Л.П. Казанцева
Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Волгоградского государственного института искусств и культуры О.И. Луконина; доктор искусствоведения, профессор Краснодарского государственного института культуры П.В. Невская

В книге исследуется категория пространства как смысловой феномен музыкального произведения. Систематизированы подходы и методы, применяющиеся при изучении категории пространства в музыке в отечественном и зарубежном музыковедении. Предложен новый подход изучения этой категории в музыке с позиции теории «проксемики» и четырёх коммуникативных дистанций – «интимного, «персонального», «социального», «публичного» пространства. На примере анализа множества музыкальных произведений XVII – XXI веков раскрываются приёмы, способы и композиционные средства маркирования каждого типа пространства. Представлены новые образно-художественные сферы и модели пространственных репрезентаций человека, до сих пор малоизученные в музыковедении. Понимание категории пространства как смыслового универсума предлагает новые возможности для композиторской и исполнительской практики, дает возможность по-новому подойти к прочтению текста музыкальных произведений.
Книга адресована музыкантам-профессионалам, студентам теоретических и исполнительских специальностей консерваторий, институтов искусств и всем тем, кого интересует изучение смысловых сторон музыкального искусства.   

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие      10
ВВЕДЕНИЕ    12
Часть I. Теоретические основы исследования пространства в музыке    19
ГЛАВА I. Категория пространства в науке и музыкальном искусстве     21
§ 1. Физическое пространство      21
§ 2. Перцептуальное пространство      36
§ 3. Концептуальное пространство     52
ГЛАВА II. Репрезентации пространства в структуре содержания музыкального произведения     65
§ 1. Пространство в музыкальном звуке      65
§ 2. Пространство и средства музыкальной выразительности    77
§ 3. Пространство в музыкальной интонации        88
§ 4. Пространство как музыкальный образ     93
§ 5. Пространство и музыкальная драматургия     102
§ 6. Пространство, тема и идея музыкального произведения     112
§ 7. Пространство и автор музыкального произведения     121
Часть II. Концептосферы пространства в музыке    137

ГЛАВА III. Концептосферы «интимное» и «персональное» пространство в музыке   139
§ 1. Сравнительная характеристика понятий «интимное» и «персональное» пространство в музыке: признаки и способы выражения     139
§ 2. Интимное пространство в музыке: концептуальные модели     157
2.1. «Музыкальный дневник: записки путешественника     165
2.2. «Музыкальный дневник: хроника»    169
2.3. «Исповедь»   174
§ 3. Персональное пространство в музыке: концептуальные модели     192
3.1. «Любовное воззвание»    194
3.2. «Послание»     200

ГЛАВА IV. Концептосферы «социальное» и «публичное» пространство в музыке    213
§ 1. Сравнительная характеристика понятий «социальное» и «публичное» пространство в музыке: признаки и способы выражения    213
§ 2. Социальное пространство в музыке: концептуальные модели     229
2.1. «Значимый Другой»    231
2.2. «Искомое разногласие»    241
§ 3. Публичное пространство в музыке: концептуальные модели    256
3.1. «Народ»     259
3.2. «Толпа»    270

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    283
Список литературы    290
Приложение 1. Фотоиллюстрации    317
Приложение 2. Нотные примеры    322
Приложение 3. Таблица    337
SUMMARY    346

ISBN 978-5-85108-313-6

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/mozgot.jpg

ББК 85.31
УДК 78 (09)
М 74
Мозгот С.А. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси: Монография. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 202 с., нот., сх.

Научный редактор: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева
Рецензенты: кандидат искусствоведения, и.о. профессора Л.А. Купец; кандидат искусствоведения, и.о. профессора Л.В. Саввина

В книге исследуется категория пространства как стилеобразующее свойство в творчестве Клода Дебюсси. Рассматриваются приёмы, способы и методы изучения музыкального пространства, сложившиеся в отечественной науке. Предложен исторический дискурс, раскрывающий понимание композиторами европейской профессиональной традиции пространственных свойств музыки с XIII по ХХ века. Апробируется ряд приёмов и способов изучения пространства в музыке (в частности, в музыкальном звуке, интонации и музыкальной драматургии), составляющих основу разработанного автором аналитического метода.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие    4
Введение    6

Глава 1. Категория пространства в музыкальном искусстве и науке   15
§ 1. Исследование категории пространства в музыкознании: обзор методологических подходов    15
§ 2. Особенности художественного отражения пространства в структуре музыкального содержания     30

Глава 2. Фонетический уровень: пространственность звука в музыке Дебюсси    52
§ 1. Художественно-пространственные свойства звука    52
§ 2. Масса звука как музыкально-эстетический феномен    58
§ 3. Объем и плотность – факторы преодоления массы звука    71

Глава 3. Интонационно-семантический уровень: вне- и метамузыкальное в музыкальном пространстве Дебюсси.    95
§ 1. Приемы воплощения внемузыкального    97
§ 2. Пространственность интонации и внемузыкальное в архетипах «призыва», «просьбы» и «игры»    106
§ 3. Пространственные свойства интонации в выражении метамузыкального: архетип «медитации»    121

Глава 4. Драматургический уровень: пространство в образно-художественном мире Клода Дебюсси   138
§ 1. Совпадение пространственных позиций субъекта и объекта    144
§ 2. Несовпадение пространственных позиций субъекта и объекта    155
§ 3. Концептуальное пространство как способ кристаллизации художественной идеи в опере «Пеллеас и Мелизанда»    166

Заключение    176

ISBN 978-5-85108-172-9
______________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.313 (2=411)52–8+85.310,01
УДК 78.03.09
Рахимова Д.А. Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова: монография. – Волгоград: Изд-во ВИИ им. П.А. Серебрякова, МИРИА, 2013. – 208 с.

Научный редактор: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева    
Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Г.П. Овсянкина; доктор искусствоведения, профессор М.Н. Дрожжина
В монографии рассматриваются особенности ориентализма в музыке великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943). Русский музыкальный ориентализм прослеживается на эстетическом, художественно-образном, стилистическом уровнях как в творчестве предшественников, так и в музыке самого композитора. Ориентализм Рахманинова показан в ракурсе эволюции его творчества и во взаимосвязи с общим процессом становления «русской музыки о Востоке». Исследование опирается на широкий круг источников. Издание содержит нотные примеры и иллюстрации.
Книга адресована музыкантам-профессионалам, студентам музыкальных вузов и всем, кто интересуется вопросами русской музыкальной культуры и творчеством С.В. Рахманинова.

ISBN 978-5-903801-23-7

__________________________________________________________________________________________________________________________________

10 src=http://muzsoderjanie.ru/images/stories/schev.jpg


Шевченко О.В. Образно-содержательные линии музыкального искусства Серебряного века: Лекция по курсу «Теория музыкального содержания». – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2007. – 47 с.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева; кандидат философских наук, доцент Е.А. Гущина

Издание представляет собою изложение одной из тем курса «Теория музыкального содержания». В ней рассматриваются ведущие тематические линии одного из самых противоречивых периодов отечественного искусства – Серебряного века, дается их общая характеристика в художественном контексте эпохи.


______________________________________________________________________________________________________________________

alt

ББК 85.31 (2)
Ш 37
Шевченко О.В. Слушаем музыку вместе: Учебно-методическое пособие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Бланк, 2010. Ч. 1. – 68 с. + CD, DVD.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор, действительный член (академик) Международной академии информатизации, член-корреспондент Российской академии естествознания Л.П. Казанцева; доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования В.Г. Мозгот

Издание, включающее в себя конспекты занятий, электронное пособие для демонстрации музыки в сопровождении слайд-шоу и фонохрестоматию, призвано помочь педагогам и родителям в организации процесса слушания музыки.
Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям детских садов, учителям, работающим в подготовительных классах ДМШ и ДШИ, родителям для совместного слушания, чтения и просмотра с детьми.

ISBN 978-5-98820-056-7

______________________________________________________________________________________________________________________

  ББК 74.100.551.3я7

 Ш 37

Шевченко О.В. Слушаем музыку вместе: Учебно-методическое пособие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Бланк, 2010. Ч. 2. – 76 с. + CD, DVD.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор, действительный член (академик) Международной академии информатизации, член-корреспондент Российской академии естествознания Л.П. Казанцева; доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования В.Г. Мозгот

Данное издание представляет собой вторую часть учебно-методического комплекта по слушанию музыки для детей 5-7 – летнего возраста. Сквозной во второй части Пособия стала тема «Времена года». Собранный в нем музыкальный, картинно-иллюстрированный, литературно-художественный материал не только знакомит детей с циклической сменой сезонов, но и помогает установить связи между эмоциональной, изобразительной сторонами музыки и предметами, явлениями окружающего мира.

Учебно-методический комплект включает в себя: учебно-методическое пособие (76 стр.), фонохрестоматию (35 треков) и электронное пособие (14 презентаций).

Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям детских дошкольных учреждений, учителям подготовительных классов ДМШ, ДШИ, а также родителям и детям для совместного слушания, чтения и просмотра.

ISBN 978-5-98820-076-5

______________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.314.1
УДК 784.5 + 781.1
Ш 48
Шепшелёва О.В. Современная отечественная хоровая музыка: выразительность звука: Монография. – Астрахань: Волга, 2012. – 196 с., нот.

Научный редактор доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева
Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Г.П. Овсянкина; доктор философских наук, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор П.С. Волкова; кандидат искусствоведения, профессор В.А. Шуранов

Предлагаемая книга посвящена исследованию содержательного аспекта звука в хорах a cappella современных отечественных композиторов. В монографии уточнены понятия «звук», «звучание», «тон», выявлены образно-художественные возможности параметров звука; рассмотрена проблема выразительности звука в контекстах фактуры и пространства звучания.
Монография адресована музыкантам-профессионалам, педагогам и студентам музыкальных вузов и средних музыкальных учебных заведений, а также всем читателям, интересующимся современной хоровой музыкой и художественно-содержательными свойствами звука.

ISBN 978-5-98066-106-9

______________________________________________________________________________________________________________________

12 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/shmakova.jpg

ББК 85.31 (2)
Ш 71
Шмакова О.В. Из истории отечественной музыки ХХ века: симфонические циклы от Танеева до Шостаковича: Уч. пособие. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2009. – 136 с.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева; доктор искусствоведения, профессор А.Я. Селицкий

В учебном пособии рассматриваются драматургические, структурные, концептуальные особенности симфонических циклов, написанных отечественными композиторами и составивших классический фонд данного жанра в ХХ веке. Представлены наиболее знаковые фигуры и их опусы, характеризующие векторы эволюции жанра в отечественной музыке – симфонии «от Танеева до Шостаковича» (1898-1971): IV симфония Танеева, III симфония Скрябина, III симфония Рахманинова, VI симфония Мясковского, а также «Симфония в трех движениях» Стравинского, симфоническое творчество Прокофьева и Шостаковича.
Предназначенное для студентов музыкальных вузов, учебное пособие в то же время может быть использовано всеми, кто интересуется проблемами постижения музыкально-художественного смысла, воплощения концепции Человека, отражения картины мира в жанре симфонического цикла.

ISBN 978-5-98820-037-6
______________________________________________________________________________________________________________________

13 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/shmak.jpg

ББК 85.315
УДК 785.11
Ш 71
Шмакова О.В. Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хидемита (1930 – 1950 годы: Монография. – Волгоград: Мирна, 2009. – 238 с.
Научный редактор – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор В.И. Нилова; доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор А.М. Лесовиченко

В монографии освещаются художественно-образные особенности финала в зарубежных симфонических циклах середины ХХ века. Автор выстраивает иерархию уровней музыкально-философского содержания в избранных опусах Бартока, Онеггера и Хиндемита сквозь призму финального этапа: от интонационно-лексического через драматургический к концептуальному. Тем самым заданный вектор к крешендированию  смысловому акценту в заключительном разделе работы  подобен логике изучаемых  симфонических циклов, завершающихся финалом-кульминацией. Особое внимание уделено пониманию симфонического финала как жанра. Типологический «срез» содержания симфонических финалов в рамках цикла становится основанием для позиционирования семантической модели, образуемой взаимодействием сфер Радости, Трагедии и Вечности.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение   3
Глава 1.    Интонационно-лексический спектр финалов в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита 16
§ 1. Образная сфера Радости      19
§ 2. Образная сфера Трагедии    28
§ 3. Образная сфера Вечности    47

Глава 2. Музыкальная драматургия финалов в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита    66
§ 1. Симфонический финал-апофеоз с восходящим профилем драматургии    70
§ 2. Симфонический финал-трагедия с нисходящим профилем драматургии    87

Глава 3.  Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита: идеи, функция, жанр    101
§ 1. Художественные идеи в финалах симфонических циклов    105
§ 2. Кульминирующая функция финалов в симфонических циклах    127
§ 3. Симфонический финал как жанр в рамках цикла    156

Заключение    179

ISBN 978-5-903801-05-3

__________________________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.31

Исследования зарубежной и отечественной музыки: Сборник научных статей и материалов / Автор-составитель О.В. Шмакова. – Волгоград: ВИИ им. П.А. Серебрякова. ООО «МИРИА», 2013. – 264 с.

В юбилейный сборник вошли избранные статьи кандидата искусствоведения, доцента Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова Ольги Владимировны Шмаковой наряду со статьями и материалами дипломных работ выпускников-музыковедов. Собранные вместе, они представляют общее концептуальное пространство, в центре которого – проблемы изучения музыкального содержания как сложной иерархии тем, идей и концепций.
Издание адресовано специалистам в области музыковедения, философии искусства, всем, кто интересуется историей и теорией жанров, стилей, а также эстетико-философской интерпретации музыки.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ЧАСТЬ 1 СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ И СИМФОНИЧЕСКИЙ ФИНАЛ
КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
О.В. Шмакова
Симфонический финал как жанр в рамках цикла 5
Симфонические финалы Бартока, Онеггера и Хиндемита: к вопросу воплощения образной сферы Вечности 13
Христианские образы в отечественных симфониях первой половины ХХ века  29
Музыкально-пластическое воплощение концепции Человека в Симфонии в трёх движениях» И. Стравинского  36
«Парадигма судьбы» в последнем симфоническом финале Д. Шостаковича  43

Часть 2 НАУЧНЫЕ ИДЕИ В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
СТУДЕНТОВ КЛАССА О.В. ШМАКОВОЙ

В. Гаврилова. Драматургия оперы «Огненный ангел» С. Прокофьева
как художественно-образная система  50
А. Королёва. От «Аполлона» к «Орфею»:диалоги в искусстве И. Стравинского  56
О. Волкова. «Анна Каренина» Р. Щедрина как явление отечественного неоромантического театра 1970–1980 годов  59
К. Сорокина. Жанровый стиль фортепианных прелюдий Клода Дебюсси: к проблеме интертекстуальности  65
Е. Белозёрцева. Жанровый анализ оперы «Каменный гость» А.С. Даргомыжского: к вопросу воплощения «трагического мифа» 75
Ю. Шультайс. «Каменный цветок» С.С. Прокофьева: к вопросу о художественной концепции балета 79
О. Шабаева. «Спящая красавица» П.И. Чайковского: феерия, сказка, академический балет  87
Ю. Куранова. «Персефона» И.Ф. Стравинского: к вопросу художественной исследовательской интерпретации 96
И. Пехтелева. Архетип Девы-матери в неоклассических операх И.Ф. Стравинского  100
А. Черницына. «Рейнская симфония» в контексте романтических исканий Р. Шумана  106
К. Трофимова. «Вестсайдская история» Л. Бернстайна: к вопросу воплощения жанрового содержания мюзикла  107

ЧАСТЬ 3 МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ

О. Шабаева. Драматургическое значение Пролога в балете «Спящая красавица» П. И. Чайковского 108
О.В. Шмакова. «Мавра» Стравинского по прочтении Пушкина (опыт психоанализа творческого процесса) 115
А.В. Королёва. Воплощение лирических образов в опере «Мавра» и балете «Поцелуй феи» И.Ф. Стравинского  121
Ю. Куранова. оэтика и логика мифа в «Персефоне» И. Стравинского  130
А.В. Королёва. Трактовка орфической темы в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова и неоклассицистском балетном творчестве И. Стравинского  153
И. Пехтелева. Архетипические и музыкально-поэтические характеристики Энн Трулав
в опере «Похождения повесы» И.Ф. Стравинского 165
А.В. Королёва. Балет «Агон» И.Ф. Стравинского: к вопросу о претворении неоклассицистских тенденций 180
А.В. Королёва. Стравинский и Дягилев: некоторые размышления об уникальном творческом содружестве  187
В.С. Гаврилова. Прокофьев и Дягилев: из истории творческого сотрудничества 192
В.С. Гаврилова. Прокофьев-режиссёр (к вопросу о трактовке либретто «Игрока») 03
О.В. Шмакова. Библейские мотивы в опере «Воццек» А. Берга  214
В.С. Гаврилова. К вопросу о трактовке мистического начала в опере С.С. Прокофьева «Огненный ангел». 216
О.В. Шмакова. Музыкально-художественное воплощение образа Урсулы-блудницы в концепции симфонии «Художник Матис» Хиндемита 225
О.В. Шмакова, О.П. Малкова. Д. Шостакович – И. Машков: по прочтении советского мифа в 1930-е годы  231
К. Трофимова. Арт-рок: к вопросу взаимодействия академической и рок-музыки  236
Е. Белозёрцева. О художественной концепции альбома группы Биттлз «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» 241
В.С. Гаврилова. «Barcelona» Ф. Меркьюри – М. Морана: концепция Человека и некоторые черты музыкального стиля альбома  247

P.S.
O. Shmakova
Movement in the reflection of musical lexemes:
The question embodiment concepts of joy and tragedy  257

__________________________________________________________________________________________________________________________________

ББК 88.318.5

Шмакова О.В., Миронова К.В. «Вестсайдская история» Л. Бернстайна в истории бродвейского мюзикла: Монография. – Волгоград: Бланк, 2016. – 126 с.

Рецензент: кандидат искусствоведения, старший преподаватель Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова Е.Е. Пермякова

В монографии рассматриваются жанровые признаки бродвейского мюзикла и особенности их претворения в «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна.
Книга адресована как специалистам в области массовой музыкальной культуры, так и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами взаимодействия массовой и академической культуры.


Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 95
Просмотры материалов : 1003499