1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Шмакова Ольга Владимировна

Печать E-mail

29Общие сведения

Окончила Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки (теоретико-композиторский факультет) по классу кандидата искусствоведения, профессора В.М. Калужского (1987), а также аспирантуру Астраханской государственной консерватории (2007).
Кандидат искусствоведения (2008, диссертация: «Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930 – 1950 годы), научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева), доцент.
Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов (Фонд развития отечественного образования, 2010 и 2016, 2017 – в соавторстве с К.В. Мироновой). Лауреат II степени I Международного конкурса «Наука о музыке – 2013» (РАМ им. Гнесиных в Ханты-Мансийске). Дипломант III степени и лауреат Всероссийского Интернет-конкурса исполнительского мастерства «Музыкальный фейерверк» в номинации «Методические работы» (Вологда, 2013). Дипломант I Всероссийского открытого конкурса композиторов в рамках фестиваля PIANO DUO XIV (Петрозаводск, 2016). Удостоена звания «Лучший научный руководитель» VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016» (Москва, РАЕ). Дипломант Международного открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов «Музыкальная наука – будущее России» («За педагогическое мастерство» – Петрозаводская гос. консерватория им. А.К. Глазунова, 2017). Дипломант II Международного конкурса обучающихся и педагогов проф. учебных заведений «Proffessional stars-2018» («За подготовку лауреата I степени», 2018). Лауреат VI Всероссийского инновационного общественного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию (за учебное пособие «Из истории отечественной музыки: симфонические циклы от Танеева до Шостаковича» – Киров, 2019).
Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2013).
Работает на кафедре истории и теории музыки Волгоградской консерватории (института) имени П.А. Серебрякова.

Научная деятельность

Сфера научных интересов: теоретические проблемы жанра симфонии; интонационный спектр и типы драматургии в зарубежных симфонических циклах середины ХХ века; проблема финала симфонического произведения.


а) книги и брошюры

1.    Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930 – 1950 годы). – Волгоград: Мириа, 2009. 268 с.
2.    Из истории отечественной музыки ХХ века: симфонические циклы от Танеева до Шостаковича: Уч. пособие. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2009. 136 с.
3.    Исследования зарубежной и отечественной музыки: Сб. науч. ст. и материалов / Автор-сост. О.В. Шмакова. – Волгоград: ВИИ им. П.А. Серебрякова. ООО «МИРИА», 2013. 264 с.
4.    «Вестсайдская история» Л. Бернстайна в истории бродвейского мюзикла: Монография. – Волгоград: Бланк, 2016. 126 с. (в соавторстве с О.В. Мироновой).
5.    Мифопоэтика оперы «Соловей» И. Стравинского: Монография. – Волгоград: МИРИА, 2020. 109 с. (в соавторстве с Д.А. Малковой).
6.    Зарубежная музыка о России (музыкальная россика): кол. монография. – СПб.: Союз художников, 2023. 324 с. (авторс. доля 0.6 п.л.).

б) статьи

1.    Из истории западноевропейских «симфоний финалов» // Проблемы развития художественного мышления: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград: Комитет по печати и информации, 1998. Вып. 1. С. 57-61.
2.    О драматургических свойствах программного симфонизма западноевропейских романтиков // Проблемы развития художественного мышления. – СПб.; Волгоград: Комитет по печати и информации, 1998.  Вып. 1. С. 162-166.
3.    «Симфонический сюжет»: метафора или термин? // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Междунар. науч. конгресса: В 2 т. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. Т. 2. С. 79-82.
4.    Драматургические характеристики финалов в симфонических циклах А. Онеггера 1940-х годов // Методология, теория и история культуры и искусства: Межвуз. сб. науч. ст. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 67-69.
5.    «Симфонии финала» в ХХ веке // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры: Материалы науч. конференции в рамках III Междунар. конкурса молодых пианистов им. П.А. Серебрякова. – Волгоград – Саратов: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 171-173.
6.    О финалах в постсимфонических циклах: к проблеме традиции и новаторства // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конференции. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 333-338.
7.    Симфонические финалы в зарубежной музыке первой половины ХХ века (на примере творчества П. Хиндемита) // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления: Материалы Межвуз. науч.-практич. конференции «Серебряковские чтения». – Ростов н/Д.: РГК им. С.В. Рахманинова, 2004. Кн. 1. С. 193-219.
8.    «Сюжет» лейтмотива в Третьей симфонии С.В. Рахманинова // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы III Междунар. науч. конгресса. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Т. 1. С. 311-315.
9.    Симфонические финалы Б. Бартока // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции «Серебряковские чтения». – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2004. Вып. 1. С. 128-153.
10.    Образы Вечности в финалах зарубежных симфонических циклов середины ХХ века // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «III Серебряковские чтения». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. Кн. 1. Музыковедение. Философия искусства. С. 55-59.
11.    Сюжетно-композиционные характеристики финалов в зарубежных симфонических циклах середины ХХ века // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «III Серебряковские чтения». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. Кн. 1. Музыковедение. Философия искусства. С. 60-64.
12.    Взаимодействие драматургических функций в композиции финала зарубежных симфонических циклов середины ХХ века // Музыкальное искусство и наука в современном мире: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции студентов и аспирантов. – Астрахань; Ростов н/Д.: Фолиант, 2006. С. 177-184.
13.    «Мотив крика» в интонационно-лексическом спектре симфонических финалов Онеггера, Бартока и Хиндемита // Музыковедение. 2007. № 4. С. 10-14.
14.    Парадоксы трагического финала Четвёртой симфонии   Д. Шостаковича // Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства: Сб. ст. по материалам Междунар. науч. конференции. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2007. С. 263-270.
15.    Содержательные аспекты анализа симфонического цикла // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы II Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2007. С. 164-172.
16.    Драматургический профиль трагических финалов в симфониях Онеггера // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «IV Серебряковские чтения». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. Кн. 1. Музыковедение. Философия искусства. С. 69-73.
17.    О художественной концепции финала в симфоническом цикле // Социально-гуманитарные знания. 2007.  № 7. С. 197-199.
18.    Музыкально-художественное воплощение образа Урсулы-блудницы в концепции симфонии «Художник Матис» Хиндемита // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 193-199.
19.    О кульминирующей функции финала в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2008. № 25 (58). С. 328-331.
20.    Симфонический финал в ряду «жанров-окончаний» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2008. № 26 (60). С. 312-315.
21.    Финалы-апофеозы и финалы-трагедии в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита: к вопросу о смысловых ракурсах кульминации // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2008. № 2. С. 12-16.
22.    Образная сфера Трагедии в симфонических финалах Бартока, Онеггера, Хиндемита (1930-1950) // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1 (2). С. 57-63.
23.    К вопросу о семантической модели симфонического цикла» // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 84-87.
24.    Финальность как содержательный феномен // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «VI Серебряковские научные чтения»: В 2 кн. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. Кн. 1. Актуальные проблемы истории и теории музыкального искусства. История и теория исполнительского искусства. С. 60-64.
25.    Христианские образы в отечественных симфониях первой половины ХХ века // Сборник материалов III Всерос. науч.-практич. конференции с междунар. участием «Современная музыка: вопросы теории, исполнительства, преподавания» / ПГПУ. – Пермь, 2009. С. 50-56.
26.    Тональный план в драматических симфониях Онеггера: из опыта анализа музыкального содержания // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Сб. ст. по материалам Междунар. науч. конференции. – Астрахань: АИПКП, 2009. С. 134-136.
27.    Симфонический финал как жанр  // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 23-32.
28.    К вопросу жанровой типологии зарубежной неоклассической симфонии // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. C. 95-98.
29.    Образная сфера Вечности в симфонических финалах зарубежных композиторов середины ХХ века (на примере творчества Бартока, Онеггера и Хиндемита) // Южно-российский альманах. – 2008. – Ростов н/Д.: РГК им. С.В. Рахманинова, 2009. С. 97-106.
30.    Художественно-образная система в «Музыке для струнных, ударных и челесты» Бартока: к вопросу о кульминирующей функции финала // Музыковедение. 2009. № 3. С. 2-5.
31.    Финал в симфоническом цикле // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). C. 121-124.

32.    Христианские образы в симфониях первой половины ХХ века // Проблемы художественной интерпретации: Материалы Всерос. науч. конф. / РАМ им. Гнесиных. – М., 2010. С. 254-265.
33.    Музыкальные штрихи к портрету И. Машкова  // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения творчества И.И. Машкова и художников «Бубнового валета» / ВМИИ им. И. Машкова. – Волгоград, 2011. С. 40-48. (в соавторстве с О. Малковой).
34.    Хореографическая симфония: между жестом, звуком и цветом // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции («Прометей»-2012). – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2012. С. 222-228.
35.    Категория движения в музыке: постановка проблемы в научной концепции Б.В. Асафьева // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 26-32.
36.    К вопросу о категории движения в содержании симфонического цикла // Музыкальное искусство: наука и исполнительство: Материалы междунар. науч.-практич. конференций VIII и XIX «Серебряковские чтения». – Волгоград: ВИИ им. П.А. Серебрякова; ООО «Мириа», 2012. Ч. 2. С. 71-81.
37.    Кульминирующая функция финала в симфоническом цикле (на примере драматических симфоний А. Онеггера) // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 268-273.
38.    Людмила Павловна Казанцева // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 154-159.
39.    «Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять» (интервью с Л.П. Казанцевой) // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 160-163.

40.    Людмила Павловна Казанцева: грани жизни и творчества. – Волгоград: ООО «Бланк», 2012. 76 с.
41.    «Симфонические танцы» С.В. Рахманинова: к вопросу о специфике жанра // С.В. Рахманинов и мировая культура: Тезисы V международной науч.-практич. конференции. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013. С. 26-29.
42.    Шостакович – И. Машков: по прочтении советского мифа в 1930-е годы // Материалы Всерос. науч.-практич. конференции с междунар. участием «Диалоги об искусстве» в рамках Недели науки 9-13 апреля 2012 г. / ПГИК. – Пермь, 2012. С. 85-91 (в соавторстве с О.Д. Малковой).
43.    Библейские мотивы в опере «Воццек» А. Берга // Христианские образы в искусстве: Сб. тр. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. Вып. 183 (4). С. 159-161.
44.    Симфонический финал как жанр в рамках цикла // Наука о музыке – 2013: Сб. ст. Науч. ред.-сост. А.А. Давидюк. Ханты-Мансийск, 2013. С. 41-46.
45.    К проблеме понятия художественно-образный мир: на примере Симфонии «Художник Матис» П. Хиндемита // От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: Сб. ст.: Спб: Lennex Corp., Edinburgh, 2014. С. 442-445.
46.    Людмила Павловна Казанцева // Здесь живет музыка. К 45-летию Астраханской консерватории. А.: ГП АО ИПК «Волга», 2014. С. 767-771.
47.    О романтическом в финале симфонии «Художник Матис» П. Хиндемита // Materialy X Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Kluczowe aspekty naukowej dzialalnosci - 2014». Vol. 13. Filologiczne nauki. Muzyka i zycie.: Przemysl. Nauka i studia. – Polcka, 2014. Str.78-82.
48.    Содержание симфонического финала: к постановке проблемы в музыкознании // Наука и мир: Междунар. научный журнал. 2015 № 2 (18). С. 158-159.
49.    Концепция Человека в симфоническом цикле: от понятия – к анализу (на примере «Гармонии мира» П. Хиндемита) // Наука и мир: Междунар. научный журнал. 2015. № 3 (19). С. 100-102.

50.    Творец и время // Художник И.И. Машков в искусстве, текстах, документах 1930-х годов. – М.: БуксМАрт, ВМИИ им. И. Машкова, 2014. С. 305-330 (в соавторстве с О.Д. Малковой).
51.    О движении в симфоническом цикле // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 2 (19). С. 100-105.
52.    «Вестсайдская история» Л. Бернстайна в отражении отечественного и зарубежного музыкознания // Музыкальное искусство и наука в современном мире: Сб. ст. – Астрахань: АИПКП, 2015. С. 66-72 (в соавторстве с К.В. Мироновой).
53.    Симфонии-драмы Артура Онеггера: к вопросу тональной драматургии // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 95-99.
54.    Камерно-вокальная и оперная музыка: исполнительский практикум по типологии музыкальной образности // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 148-157.
55.    Библейские мотивы в опере «Воццек» А. Берга // Актуальные вопросы музыкального образования и искусства. – Волгоград, 2017. С. 144-147.
56.    О «своем» и «чужом» в Пятнадцатой симфонии Д. Шостаковича // РАМ им. Гнесиных / http://gnesinsjournal.ru/415-2
57.    Сказки старой бабушки»: поэтика, стиль // Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017. С. 55-58 (в соавторстве с Е. Ногиной).
58.    Героическая образно-интонационная сфера в «Рейнской» симфонии Р. Шумана // Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017. С. 112-124 (в соавторстве с А. Черницыной).
59.    Образ Снегурочки: от А. Островского – к Н.А. Римскому-Корсакову // Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017. С. 125-129 (в соавторстве с Н. Бикуловой).
60.    Вариации ор. 3 К. Шимановского в контексте раннего фортепианного творчества композитора // Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017. С. 129-135 (в соавторстве с О. Голубевой).
61.    Образные сферы в цикле 24 прелюдии и фуги ор. 87 Д.Д. Шостаковича // Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017. С. 139-143 (в соавторстве с Е. Тимошовой).
62.    «Песни без слов» Ф. Мендельсона: к вопросу становления романтической миниатюры // Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017. С. 225-233 (в соавторстве с Е. Матвейчук).
63.    «Четыре рождественских мотета» Франсиса Пуленка в контексте духовных сочинений композитора // Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017. С. 239-248 (в соавторстве с А. Трегубовой).
64.    Опера-балет «Млада» Н.А. Римского-Корсакова в отражении монографической литературы // Актуальные вопросы музыкального образования и искусства. – Волгоград, 2017. С. 220-225 (в соавторстве с С.А. Подшивайловой).
65.    О сонатности в «Осенней сонате» И. Бергмана Актуальные вопросы музыкального образования и искусства. – Волгоград, 2017. С. 185-196 (в соавторстве с Д.В. Любимовым).
66.    Музыкально-художественный мир этюдов Фридерика Шопена // Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017. С. 159-164 (в соавторстве с Д. Малковой).
67.    Музыкальная культура в отражении современной отечественной периодики // Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017. С. 179-181 (в соавторстве с Т. Каючкиной).
68.    Литературная стилистика в музыкальной критике: о теории к практике // Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017. С. 181-186 (в соавторстве с А. Косминским и Н. Карпун).
69.    Танцсимфония: между жестом, звуком, цветом // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сб. науч. ст. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. Вып. 2. С. 212-218.
70.    Содержательные и структурные характеристики музыкального финала: к постановке проблемы // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном контексте. – Волгоград, 2018. С. 88-93.
71.    «Опера-оратория “Царь Эдип” И. Стравинского на на «перекрестке» научно-творческого диалога // http://www.sarcons.ru/info/novosti/2019/iyun/novyij_vyipusk_nauchnogo_vestnika.html, 2019.
72.    Рецензия как отражение индивидуальности музыковеда-критика // Культура, искусство, образование на перекрестке времен и цивилизаций. – Волгоград: ИП Никулина М.Г., 2019 . С. 73-78.
73.    Концептообразующая роль финалов в симфонических циклах отечественных композиторов 1920-х годов // Музыковедение. 2021. № 2. С. 3 - 9.
74.    Симфония финала в отражении отечественного музыкознания // Культурная жизнь Юга России. 2021. № 1 (80). С. 110 - 116.
75.    Финал в музыке: к постановке проблемы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 56. С. 196-203.

76.    Людмила Павловна Казанцева: штрихи к портрету // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов: Сарат. гос. конс. им. Л.В. Собинова, 2022. Т. 43. С. 260-288.
77.    Кульминирующий финал в симфонии «Гармония мира» Пауля Хиндемита // Проблемы музыкальной науки. 2022. № 2. С. 74-22.
78.    Симфонический финал как жанр: к постановке проблемы // Жанр в музыке: пути исследования: коллективная монография / ред.-сост. Т.С. Орлова; О.В. Шмакова. – Волгоград: ИП Никулина М.Г, 2022. С. 135-160.

Постоянный участник международных и всероссийских научных конференций. Выступала с докладами в Москве (2011, 2019), Санкт-Петербурге (2013), Волгограде (2000, 2003 – 2022), Астрахани (2006 – 2009, 2020), Саратове (2002, 2009), Тамбове (2008, 2013), Казани (2012, 2019), Ивановке, Перми, Майкопе, Ростове-на-Дону, Краснодаре.

Редактор и составитель научных изданий: Русская музыка в контексте мировой художественной культуры: Материалы науч. конференции в рамках III Междунар. конкурса молодых пианистов им. П.А. Серебрякова. – Волгоград, Саратов: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, СГК им. Л.В. Собинова, 2002; Проблемы музыкальной науки: современные исследовательские контуры: Сб. науч. работ студентов ВМИИ им. П.А. Серебрякова. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2003; Материалы Международной научно-практической конференции «VIII Серебряковские научные чтения». Кн. 2. – Волгоград, 2010; Актуальные вопросы музыкального образования и искусства. – Волгоград, 2017; Искусство глазами молодых. – Волгоград, 2017, 2018, 2019 и др.

Автор научных отзывов (на автореферат кандидатской диссертации Н.С. Серовой «Воплощение мироустроительной идеи в творчестве Р. Вагнера и А.Н. Скрябина», 2010; К.С. Волнянского «Структурная комбинаторика как принцип композиционного мышления в музыке ХХ века», 2012; А.Н. Прониной «Формирование органной культуры в Сибири: XIX – первая треть XX в.», 2014; Е.С. Дрынкиной «Коммуникативная функция вступительных разделов симфоний Й. Гайдна», 2014; М.А. Ступницкой «Воспоминание как музыкально-художественный феномен в творчестве композиторов-романтиков», 2016), Э.В. Выбыванец «Визуализация музыкального пространства в современном искусстве: методологический аспект» (2017) и рецензий (на научную статью В.А. Ишмеевой «О четвертитоновой нотации в русской музыке начала ХХ века», 2009; на докторскую диссертацию О И. Лукониной «М.О. Штейнберг в контексте художественных тенденций России первой половины ХХ века», 2012).

Научно-организационная деятельность

С 2003 по 2013 и с 2021 по 2022 годы руководитель научного студенческого общества Волгоградского института искусств (консерватории) им. П.А. Серебрякова, которое дважды (2006, 2009) получило Сертификат и вошло в реестр научно-творческих организаций, курируемых областным Отделом по делам молодежи г. Волгограда (о работе НТСО см.: http://new.serebryakovka.ru/.../nauchno-tvorcheskoe-studencheskoe-obshchestvo ).
Проведено более 60 заседаний НСО и НТСО при участии студентов других вузов Волгограда (ВГПУ, ВГАС, ВолГУ, ВГМУ и др.) и студентов зарубежных стран – США, Франции, Индии. Формами работы студентов стали комплексные исследования научных тем под руководством педагогов, доклады по избранной теме, издания научных материалов студентов, переводы с иностранных языков, реферативные обзоры научной литературы и прессы, конкурсы научных и творческих работ, тестирование, аннотирование аудио- и видеоматериалов, тематические творческие вечера, работа в вузовской прессе и СМИ, информационный обмен по Интернет и др.
 В рамках деятельности Научного студенческого общества ВИИ им. П.А. Серебрякова проводятся открытые научные лектории по проблемам музыкального содержания «О духовном в искусстве» (2009), «Вечные темы в искусстве» (2010), «Обзор современной отечественной музыки рубежа XX – XXI вв.» (2013) и и «Жанры в музыке: пути исследования» (2018), «И. Машков в контексте своего времени» (2019), «Художественная аура “Бубнового валета”» и «Художник в зеркале времени: Д. Шостаковичу посвящается» (2021), в которых преподавателями вуза и колледжа, а также студентами читаются лекции.
Автор идеи и художественный руководитель творческих проектов: «Композиторы Поволжья» (совместно с Волгоградским отделением союза композиторов РФ; 2011 – 2018), «Музыка картины – картина музыки» (совместно с Волгоградским музеем изобразительных искусств им. И.И. Машкова; 2011 – 2018).
Сценарист и ведущая множества творческих мероприятий, в том числе: «Музыка «Рождества» (2015), «Симфонические искания П. Морозова» (2016), «Музейная редкость: сонаты Д. Скарлатти» (совместно с И. Василенко, 2016); «Ночь в музее» (ВМИИ им. И.И. Машкова); «Видеозвук и не-звук авангарда» и флэшмоб гимна «Интернационал» (2017); «Фауст в музыке» (2017); «Вестсайдская история» Л. Бернстайна в эволюции бродвейского мюзикла (к юбилею композитора совместно с Мироновой К.В.), «Московская композиторская школа рубежа XIX-XX вв.» (2021) и др.

Педагогическая деятельность

Преподает дисциплины: «История музыки (зарубежной, отечественной)», «Музыка второй половины ХХ – первой половины XXI веков», «Гармония ХХ века», «Основы редактирования научного текста», «Музыкально-издательская деятельность», «Музыкальная критика» и др. На факультете среднего образования в Волгоградской консерватории им. П.А.  Серебрякова преподаёт дисциплины: «Музыкальная литература», «Анализ музыкальных произведений», МДК «Музыкальная журналистика в сфере искусства» и др. Разработала и ведёт авторский курс «История и теория симфонизма», в котором внедрены научные положения диссертации.

В классе по специальности подготовила дипломные работы:
1. Гаврилова В. Драматургия оперы С. Прокофьева как художественно-образная система. – Волгоград, 2000.
2. Волкова О. Балет «Анна Каренина» Р. Щедрина как явление неоромантического театра 1970 – 1980 годов. – Волгоград, 2002.
3. Королева А. От «Аполлона Мусагета» к «Орфею»: диалоги в искусстве и об искусстве. – Волгоград, 2002.
4. Сорокина К. Жанровый стиль фортепианных прелюдий Клода Дебюсси: к вопросу интертекстуальности. – Волгоград, 2003.
5. Белозерцева Е. Жанровый анализ оперы «Каменный гость» А. Даргомыжского: к проблеме воплощения трагического мифа. – Волгоград, 2004.
6. Шультайс Ю. «Сказ о каменном цветке» С.С. Прокофьева: к вопросу о художественной концепции балета. – Волгоград, 2006.
7. Шабаева О. «Спящая красавица» П.И. Чайковского: сказка, феерия, балет. – Волгоград, 2008.
8. Куранова Ю. «Персефона» И.Ф. Стравинского: к вопросу художественной и исследовательской интерпретации. Волгоград, – 2010.
9. Пехтелева И. Архетип Девы-Матери в неоклассических операх И.Ф. Стравинского. Волгоград, 2012.
10. Черницына А. «Рейнская симфония» в контексте симфонического творчества Р. Шумана. Волгоград, 2014.
11. Смирнова К. «Вестсайдская история» Л. Бернстайна: к вопросу претворения жанровых признаков мюзикла. Волгоград, 2015.
12 Черкасова А. «Рождественская оратория» Иллариона (Алфеева) как явление современной духовной музыки. Волгоград, 2015.
13. Штоль Е. «Песнопения и молитвы» Г. Свиридова в свете идейно-художественных исканий композитор. Волгоград, 2018.
14. Подшивалова С. Образно художественная система в опере-балете «Млада» Н.А. Римского-Корсакова: к проблеме музыка и миф». Волгоград, 2021.
15. Рябицкая А. «Образ Примадонны в итальянских комедиях XVIII века (на примере интермеццо «Учитель музыки» Дж. Перголези и оперы-buffa «Импресарио в затруднении» Д. Чимарозы»). Волгоград, 2021.

В педагогической деятельности – в дипломных работах музыковедов и дипломных рефератах студентов исполнительских специальностей О. Шабаевой («Спящая красавица» П.И. Чайковского: сказка, феерия, балет) (2008), Ю. Курановой («Персефона» И.Ф. Стравинского: к вопросу художественной и исследовательской интерпретации»), Е. Зинченко «Лирическая образная сфера в исполнительском стиле С. Прокофьева» (2008), Н. Сорокиной «Интерпретация монолога Аиды из I действия оперы Верди Марией Каллас» (2008), Е. Рудницкой «Особенности интерпретации духовной музыки Г. Свиридовым на примере цикла «песнопения и молитвы» (2009), В. Ефремовой «Музыкальное содержание кантаты «Лик человеческий»: к вопросу исполнительской интерпретации» (2010), И. Пехтелевой «Архетип Девы-Матери в неоклассических операх И.Ф. Стравинского» (2012), С. Дьяковой «Армянские лирические песни в хоровой обработке Комитаса: к вопросу исполнительской интерпретации» (2014), Н. Бикуловой «Исполнительские задачи при воплощении образа Снегурочки в опере Н.А. Римского-Корсакова» (2017), А. Никулиной «Французский шансон в творчестве Эдит Пиаф» (2018), В.  Коваленко «Концептуальный анализ рок-альбома «Недосказанность» Фредди Меркьюри и группы «Квин» (2019) – в качестве методологической основы использует положения теории музыкального содержания.

Студентка Ю. Куранова за работу «Логика и поэтика мифа в «Персефоне» И.Ф. Стравинского» получила звание Дипломанта Всероссийского конкурса научных и творческих работ «Национальное достояние России» (2010); студентка О. Забелинская за работу «Символы в вербальном и музыкальном текстах вокально-симфонического цикла «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера» – Лауреата I степени и Серебряный знак отличия «Национальное достояние России» того же конкурса (2011); студентка А. Черницына за работу «Героическая образно-интонационная сфера в драматургии «Рейнской симфонии» Р. Шумана» – Лауреата Конкурса на лучшую научную статью студентов ВИИ им. П.А. Серебрякова (2013); творческий коллектив (Н. Мелихов, А. Вереницын, А. Косминский) – Лауреата III степени I Всероссийского открытого конкурса композиторов в рамках международного фестиваля PIANO DUO XIV (Петрозаводск, 2016); Е. Матвейчук – дипломанта I Всероссийского открытого конкурса композиторов в рамках международного фестиваля PIANO DUO XIV (Петрозаводск, 2016) и за работу «Песни без слов Ф. Мендельсона: к вопросу становления романтической миниатюры» – Лауреата I степени VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016» (Москва, РАЕ); С. Подшивалова за работу «Образ Яромира в образно-художественной системе оперы-балета «Млада» Н.А. Римского-Корсакова» – Дипломанта Всероссийского конкурса научных студенческих работ по музыкальному содержанию (Волгоград, 2018) и за работу «Видимое / невидимое в “Младе”  Н.А. Римского-Корсакова: о постановке Большого театра в 1989 году» – Лауреата Международного конкурса студенческих работ (Россия – Неаполь, 2020). В 2019 году подготовила лауреата XXI Всероссийской олимпиады по музыкальной литературе Д. Малкову (Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова). Студентка Г. Салагина стала лауреатом I степени XXVI региональной конференции молодых ученых и исследователей Волгоградской области за доклад «Вариации на оригинальную тему D-dur Л. ван Бетховена. Из истории создания и исполнительства» в номинации «Искусство и культура» (2021).

Руководит также написанием дипломных рефератов студентами исполнительских специальностей.

Методическая деятельность

Читает лекции по музыкальному искусству ХХ века на курсах ФПК для преподавателей ДМШ Волгоградской области при Волгоградском институте повышения квалификации (2004), а также на факультете дополнительного образования в Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова (2015-18).

Опубликованные учебные и методические пособия:
1. Симфоническое творчество С. Прокофьева (к проблеме специфики эпического симфонизма): Методическая разработка. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2001. – 19 с.
2 Неоклассический театр И.Ф. Стравинского: Учебно-методическое пособие / ВМИИ им. П.А. Серебрякова. – Волгоград, 2007; 2-е изд. – Волгоград: Бланк,2012. – 88 с. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 072901 «Музыковедение»).
3. Из истории отечественной музыки ХХ века: Симфонические циклы от Танеева до Шостаковича: Учебное пособие / ВМИИ им. П.А. Серебрякова. – Волгоград, 2009. – 137 с.
4. Из истории русской музыки ХХ века: симфонические циклы от Танеева до Шостаковича: Учебное пособие по курсу «История отечественной музыки ХХ века». 2 изд. – LAMBERT ACADEMIC PUBLISHING, 2015. 143 с.
5. История зарубежной музыки: Уч.-метод. пособие. – Волгоград: ООО «Бланк», 2015. 123 с. (в соавторстве с А.В. Королевой)
6. Музыкально-издательское дело: Учебная программа по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, квалификация (степень) Бакалавр: Учебная программа. – Волгоград: ООО «Бланк», 2016. 24 с.
7. Гармония ХХ века. Учебная программа по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, квалификация (степень) Бакалавр: Учебная программа. – Волгоград: ООО «Бланк», 2016. 20 с.
8. Из истории зарубежной симфонической музыки ХХ века (Б. Барток, А. Онеггер, П. Хиндемит): Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ИП. Никулина, 2017. 87 с.
9.  «Картинки с выставки» М. Мусоргского: практикум анализа орфической концепции: Уч.-методич. пособие для студентов средних учебных заведений по направлению подготовки «Теория музыки». – Волгоград: МИРИА, 2019. 52 с. (в соавторстве с Д. Малковой).
10. Концептуальный анализ рок-альбома «Недосказанность» («Innuendo») Фредди Меркьюри и группы «Квин» («Queen»): Уч.-методич. пособие для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады». – Волгоград: МИРИА, 2019. 72 с. (в соавторстве с В. Коваленко).
11. Методические материалы междисциплинарного курса 03.01. «Основы журналистской деятельности в области музыкального искусства» для учащихся по специальности 53.02.07 Теория музыки. Уровень среднего образования. Квалификация: преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности. – Волгоград: Издательство ИП Никулина М.Г., 2022. 41 с.

Информация об О.В. Шмаковой содержится в издании: Волгоградский муниципальный институт искусств им. П.А. Серебрякова 1917 – 2007: К юбилею учебного заведения – 90. Кафедра истории и теории музыки. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2008. С. 23-24, а также на сайте Волгоградской консерватории им. П.А. Серебряковой на персональной странице http://new.serebryakovka.ru/vse-sotrudniki/shmakova-olga-vladimirovna/ .

Персоналии

Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 98
Просмотры материалов : 1405546