1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Волкова Полина Станиславовна

PDF Печать E-mail

18Общие сведения

Окончила Астраханскую государственную консерваторию как музыковед (1991), аспирантуру при Волгоградском государственном педагогическом университете по специальности «Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика» (1997), докторантуру при при Московском государственном педагогическом университете им. В.И. Ленина по специальности «Онтология и теория познания» (2002).
Кандидат филологических наук (1997, диссертация «Эмотивность как принцип интерпретации смысла художественного текста (на примере творчества Н.В. Гоголя и музыки Ю. Буцко, А. Холминова, Р. Щедрина)», научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.И. Шаховский). Доктор философских наук (2002, диссертация «Риторические модели гуманитарного образования: философско-методологический анализ», научные консультанты – доктор педагогических наук, профессор А.К. Михальская и доктор философских наук, профессор И.Н. Грифцова). Доктор искусствоведения (2009, диссертация «Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века)», научный консультант – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева). Профессор.
Работает на кафедре социологии и культурологии Кубанского государственного аграрного университета. Профессор Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова.
Член Союза композиторов России. Почетный работник общего образования РФ.

Научная деятельность

Сфера научных интересов: проблемы интерпретации и реинтерпретации текстов культуры, семиотика искусства, синтез искусств, филологическая и философская герменевтика.

Научные предпочтения отражены в основных публикациях:

Книги и брошюры

1. Играем вместе! (Для тех, кто верит чудесам и открывать их любит сам): Книга для учащихся. – Астрахань: АОИУУ, 1993. 111 с.
2. Музыкальные занятия в школе: Методические рекомендации. – Астрахань: АОИУУ, 1993. 39 с.
3. «Музыка начинается там, где кончается слово…». – Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995. 458 с. (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, Л.П. Казанцевой, В.И. Шаховским).
4. Музыкальные занятия в условиях полихудожественного развития школы: Уч. пособие. – Астрахань: АОИУУ, 1999. 103 с.
5. Риторические модели гуманитарного образования: Монография. – М.: МПГУ, 2001. 191 с.
6. Метафизика огня: Лекция. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2006. 48 с.
7. Метафизика огня, или опыт философии искусства: Монография. – Краснодар: КУКиИ, 2007. 103 с.
8. Философия в текстах культуры: Уч.-метод. пособие – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2007. 80 с. (в соавторстве с Р.С. Гасановым).
9. Социальная природа искусства: Уч. пособие. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2007. 81 с. (в соавторстве с М.Ю. Рудь и Е.В. Фатальниковой).
10. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века): Монография. – Краснодар: КУКиИ, 2008. 199 с.
11. Ментальность как феномен культуры: Уч. пособие. – Краснодар: Кру МВД РФ, 2012. (4,9 п.л./7,8 п.л.) (в соавторстве с И.Г. Лабутиной и Е.В. Малько).
12.    Ментальность как феномен культуры: социально-философский анализ. – М., 2013 (в соавторстве с И.Г. Лабутиной).
13.    Портрет в пространстве семиотики: вербальное и невербальное: Монография. – Краснодар: КубГАУ, 2013. 168 с. (в соавторстве с П.В. Невской).

Статьи

14. Уроки музыки – уроки творчества (развитие творческого начала у младших школьников на уроках музыки) // Проблемы детского музыкального воспитания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1994. Вып. 131. С. 31-47. (в соавторстве с Л.П. Казанцевой).
15. Эмотивное взаимодействие вербального и авербального языков как метод интерпретации художественного текста // Язык и культура: Материалы V Междунар. науч. конференции. – Киев: КГУ, 1997. 0,5 п.л.
16. Синтетический художественный текст как результат со-бытия «данного» и «созданного» (К вопросу о реинтерпретации текстов культуры) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции / АОИУУ. – Астрахань, 1997. (0,5 п.л.)
17. «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум» // Учитель года: лучшее от лучших: Сб. методич. материалов. – М.: МИПиППК, 1997. 0,5 п.л.
18. Синтез искусств как метод интерпретации художественного текста (К вопросу эмотивных взаимодействий вербального и авербального языков // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Ростов н/Д.: РГК, 1998. 0,2 п.л.
19. В. Хлебников и конкретная поэзия (К вопросу о внутренней форме языка) // Велимир Хлебников и художественный авангард ХХ века. VI Междунар. Хлебниковские чтения: Науч. доклады. Статьи. Тезисы. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 1998. С. 36-42.
20. Музыка. Риторика. Герменевтика. К вопросу о гуманизации и гуманитаризации образования // Культура, искусство, образование. Проблемы, перспективы развития: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Смоленск: СГУ, 1999. Ч. I. 0,3 п.л.
21. Синестезия как условие понимания // «Прометей» – 2000 (О судьбе светомузыки: на рубеже веков): Материалы Международной науч.-практич. конференции. – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2000. 0,3 п.л.
22. Диалог на грани тысячелетий. К вопросу о взаимодействии музыки, риторики, герменевтики // Музыкальный Миллениум: искусство истории – история искусства: Сб. науч. ст. / ПГК. – Петрозаводск: Периодика, 2000. 0,5 п.л.
23. Хлебников – Бродский: к проблеме диалога: Материалы VIII Международных Хлебниковских чтений. – Астрахань: АГПУ, 2000. 0,5 п.л.
24. Композитор – исполнитель – слушатель: к проблеме диалога // Современные проблемы музыкального искусства: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Краснодар: Краснод. союз композиторов России, 2000. 0,3 п.л.
25. Музыкальное прочтение стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» // Взаимодействие музыки с другими искусствами: Межвуз. сб. науч. тр. / ЧВМУ(В). – Челябинск, 2000. 0,5 п.л.
26. Понимание текстов культуры: педагогический аспект // Феномен культуры: проблемы теории и истории: Межвуз. сб. науч. ст. – Челябинск: ЧВМУ(В), 2000. 0,5 п.л.
27. «Дон Жуан»: опыт интертекстуального анализа // Дон Жуан в музыкальном искусстве и литературе: Межвуз. сб. науч. тр. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2001. 0,4 п.л.
28. Понимание как философско-герменевтическая проблема: Сб. науч. тр. кафедры философии. – М.: МГПУ, 2001. 1 п.л.
29. Синтетический художественный текст: к вопросу о диалектике части и целого // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр.– Иваново-Вологда, 2005. – Вып. 2. 0,8 п.л.
30. Философия практики: к вопросу методологии // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Иваново: Ивановс. ин-т ГПС МЧС РФ, 2005. 0,5 п.л.
31. Синтетический художественный текст: pars pro toto // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Пятой науч.-практич. конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. – М.: МПГУ, 2005. 0,3 п.л.
32. Текст культуры: диалогический аспект // Культура и глобальные вызовы мирового развития: V Междунар. Лихачевские научные чтения. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. 0,2 п.л.
33. Философия игры в контексте семиотики // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст.: В 2 ч. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. Ч. 2. 0,3 п.л.
34. Гуманизация жизненного мира человека в процессе повседневного бытия // Онтология и антропология гуманизма // Материалы межвуз. симпозиума. – Владимир: ВГПУ, 2006. 0,3 п.л.
35. Риторика и герменевтика: внутрифилологический синтез // Материалы VI науч.-практич. конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре», посвященной памяти А.Ф. Лосева. – М.: МГПУ, 2006. 0,3 п.л.
36. Философия искусства: социальный аспект // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Иваново: Ивановс. ин-т ГПС МЧС России, 2006. (0,2/ 0,4 п.л.) (в соавторстве с Р. С. Гасановым).
37. Игра в контексте диалога (к вопросу об исполнительской практике) // Сибирский музыкальный альманах. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2006. 0,3 п.л.
38. Кинотекст в пространстве гуманитарного образования: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. – Краснодар, 2006. № 3 (6). (в соавторстве с П.А. Татарским). 0,5 п.л.
39. Современные аудиовизуальные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: III Всерос. науч.-практич. конференция. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. 0,3 п.л.
40. «Метафизика огня»: спецкурс по предмету «Философия» для студентов творческих специальностей (из опыта работы) // Материалы Межвуз. конференции. – Горячий Ключ: КУКиИ, 2006. 0,5 п.л.
41. Духовная жизнедеятельность общества в контексте посттрансформационного культурного кризиса // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 7. 0,6/0,8 п.л. (в соавторстве с А.В. Харсеевой)
42. Цвет и звук: к вопросу о диалогической природе искусства // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 11. С. (0,3/0,5 п.л.) (в соавторстве Р.С. Гасановым).
43. Философия игры в контексте искусства // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 12. (0,3 п.л.)
44. Псевдокультурный диалог: к постановке проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. (0,2 п.л.)
45. Музыкальное прочтение стихотворения А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» (к проблеме типологии понимания текста) // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 226-232.

46. Философия игры: методологический аспект // IV Серебряковские научные чтения. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2007. 0,5 п.л.
47. Фаллические символы в культуре и искусстве: семиотический аспект // Казачье самообразование. 2007. № 2. 0,4/0,8 п.л. (в соавторстве С.В. Ковалевой)
48. Александр Пушкин – Сергей Беринский: к проблеме диалога // Роль русского языка в формировании российского менталитета: Материалы Междунар. науч. конференции. – Тверь: ТГУ, 2007. 0,3 п.л.
49. «Визуальный поворот» в гуманитарном образовании: к вопросу о методе // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сб. ст. VI Междунар. науч.-практич. конференции. – М., 2007. Ч. 1. 0,4 п.л.
50. Синтетический художественный текст: интерпретация и реинтерпретации // Лихачевские чтения. – СПб.: СПбГУП, 2007. 0,2 п.л.
51. Кинематограф в контексте экзистенциальной философии: опыт Л. фон Триера // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2007. Вып. 2. 0,4 п.л.
52. Оперный текст как реинтерпретация: к проблеме исполнительской культуры вокалиста // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2007. С. 69-74.
53. Гоголь – Шостакович: «Нос» // Материалы III межвуз. конференции. – Горячий Ключ. – Краснодар: КУКиИ, 2007. С. 69-74.
54. Опера как социокультурный феномен: Гоголь-Буцко: «Записки сумасшедшего» // Сб. материалов науч. конференции «Ансамблевое исполнительство: традиции, современное состояние, перспективы». – Краснодар: КУКиИ, 2007. 0,3 п.л.
55. Реинтерпретация текстов культуры: семиотический аспект // Семиотика культуры и искусства: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Краснодар: КУКиИ, 2007. Т. 1. 0,5 п.л.
56. Текст культуры: к вопросу о реинтерпретации // Музыкальное воспитание в России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Тверь: ТГУ, 2007. 0,3 п.л.
57. Феномен реинтерпретации в свете компетентностного подхода: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. 2007. № 2 (8). (0,5 п.л.)
58. Семиотическое прочтение философских текстов // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы. Материалы III Междунар. науч.-практич. конференции. – Иваново: ОАО Изд-во «Иваново», 2007. С. 43-47 (в соавторстве с П.В. Прокопьевой).
59. Опера как социокультурный феномен: опыт реинтерпретации // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Межвуз. сб. науч. тр. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2008. Вып. 3. 0,4 п.л.
60. Неудача в творчестве: философские аспекты // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «Наука, творчество, инновации, успех». – Краснодар: КГАУ, 2008. 0,2 п.л.
61. Методологические возможности экзистенциализма в исследованиях современной культуры: к постановке проблемы // Человек, общество, история: методологические инновации и региональный контекст: Сб. материалов Всерос. науч. конференции памяти С.Э. Крапивенского. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. С. 0,2 /0,4 п.л. (в соавторстве с П.В. Прокопьевой).
62. «Ностальгия» А. Тарковского: к вопросу реинтерпретации // Италия-Россия: XVIII – XXI: Материалы Междунар. науч. конференции. – Нью-Йорк-Рим-Краснодар: Нью-Йорк, 2008. 0,5 п.л.
63. Философия искусства: опыт диалога (к вопросу об актуальности прошлого в современной отечественной гуманитарной науке) // Лихачевские чтения. – СПб.: СПбГУП, 2008. 0,2 п.л.
64. Феномен реинтепретации: на примере современного кинематографа // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сб. ст. VII Междунар. науч.-практич. конференции. – М., 2008. 0,4 п.л.
65. Феномен реинтепретации в контексте компетентностного подхода // Актуальные проблемы современного образования. Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Ставрополь: СГУ, 2008. 0,6 п.л.
66. Феномен реинтерпретации в контексте истории музыки: к постановке проблемы // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы IV Междунар. науч. конгресса. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. 0,5 п.л.
67. Феномен синестезии в свете имагинации // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. С. 89-95.
68.  Реинтерпретация как социокультурный феномен: музыка, поэзия, живопись, кинематограф // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сб. ст. Междунар. науч. конференции. – Астрахань: АГК, 2008. 0,5 п.л.
69. Семиотические аспекты музыкального творчества: опыт междисциплинарного исследования (на примере Композиции 60 Виктора Екимовского) // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 248-254.
70. В. Екимовский: «Mondscheinsonate», композиция 60 (опыт реинтерпретации) // Парадигма: Философско-культурологич. альманах. – СПб., 2008. Вып. 11. 0,5 п.л.
71. Хлебников в свете имагинативной логики // Творчество Велимира Хлебникова и русская литературы ХХ века: поэтика, текстология, традиции: Материалы Х Междунар. Хлебниковских чтений. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. С. 61-64 (в соавторстве с С.В. Ковалевым).
72. Italy-Russia: an Experience of A. Tarkovskiy’s «Nostalgia» // Italy-Russia: The centuries International scientific conference. – New York-Rome-Krasnodar: Нью-Йорк, 2008. 0,2 п.л.
73. Чехов-Форман-Муратова: опыт реинтерпретации // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. 0,2/0,4 п.л. (в соавторстве П.А. Татарским).
74. Совершенствование исполнительской культуры вокалиста: опыт реинтерпретации // Вестник ТГУ. Серия «Педагогика и психология». – Тверь, 2008. № 21 (81). Вып. 4. 0,3 п.л.
75. Интерпретация-реинтерпретация: общее и особенное // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2008. № 3 (28). 0,2 п.л.
76. Синтетический художественный текст: опыт анализа (на примере оперы Л. Десятникова «Бедная Лиза») // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2008. № 2 (27). 0,4 п.л.
77. П.И. Чайковский. «Патетическая симфония»: опыт реинтерпретации // Известия Волгогр. педагогического ун-та. Серия «Социально-экономические науки и искусство». – Волгоград: ВГПУ, 2008. № 3 (27). 0,4 п.л.
78. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере современного искусства) // Известия РПГУ им. А.И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки». – СПб.: СПбГУ им. А.И. Герцена, 2008. № 11 (78). (0,3 п.л.)
79. Музыка Бизе-Щедрина в мультипликационном фильме Гарри Бардина (к вопросу о реинтерпретации) // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 2 (3). С. 233-238.
80. Музыка в современном кинематографе: к вопросу о реинтерпретации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение» – Майкоп: МГУ, 2009. Вып. 1 (41). 0,5 п.л.
81.  «Кармен»: к вопросу о реинтерпретации // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2009. № 1 (30). 0,4 п.л.

82. Художник и время: опыт реинтерпретации (на материале современного кинематографа) // Художник и время: Междунар. науч. конференция. – Краснодар: КУКиИ, 2009. 0,4 п.л.
83. «Три истории» Киры Муратовой: опыт реинтерпретации // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Сб. науч. тр. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2009. 0,8 п.л.
84. Реинтерпретация: опыт осмысления. На материале искусства ХХ века // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – СПб., 2009. (в соавторстве с П.А. Татарским).
85. «Пиковая дама»: опыт реинтерпретации // Музыкальное искусство: История и современность: Сб. науч. ст. к 40-летию АГК. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 96-100.
86. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на материале изобразительного искусства) // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 142-150.
87. Интеллигенция в художественной действительности Л. Улицкой: поиск соответствий // Научная жизнь Северного Кавказа: Сб. науч. работ. – Краснодар, 2010. 0,4 п.л.
88. С. Дали. «Тайная вечеря»: опыт реинтерпретации // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2010. Вып. 5. 0,5 п.л.
89. Живопись и музыка: к вопросу исполнительской практики // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2010. № 9 (28). 0,4 п.л. (в соавторстве с Т.Ф. Шак).
90. Балет как синтетический художественный текст // Визуальные аспекты гуманитарного знания: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2011. С. 29-46.
91. «Нос» Гоголя-Шостаковича: Опыт интертекстуального подхода // Изучая мир Дмитрия Шостаковича: Сб. статей. – Спб., 2011. 0,5 п.л.
92. Искусство как социокультурный феномен: проблема интерпретации и реинтерпретации // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 137-150 (в соавторстве с А.Н. Еремеевой).
93. Искусство как социокультурный феномен: опыт осмысления // Теория и практика общественного развития: Науч. журнал. – Краснодар, 2012. № 2. 0,8 п.л. (в соавторстве с А.Н. Еремеевой).
94. Традиция и новаторство в современной социокультурной ситуации: опыт осмысления // Актуальные проблемы современного культурологического знания: глобальный мир в культурологическом измерении. – Люберцы: Гуманитарно-социальный институт, 2012. С. 170-178.
95. «Кармен» П. Мериме в контексте современного искусства: балет, кинематограф, анимация // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Сб. науч. трудов. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2012. Вып. 8.
96. Феномен любви: к вопросу о различии нравственного и потребительского // Теория и практика общественного развития: Науч. журнал. – Краснодар, 2012. № 11. (в соавторстве с Д.В. Мастеровым).
97. «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в контексте современного искусства: интерпретация и реинтерпретация // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1 (10). С. 37-43.

98. Искусство в контексте гуманитарного знания. Опыт осмысления // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. – М.: Книга по Требованию, 2012. С. 224-231.
99.  «Кармен»: Испания – Франция – Россия: интерпретация – реинтерпретация // Pax Sonoris: Науч. журнал. – Астрахань: Полиграфком, 2012. Вып. 6. 1 п.л.
100. «Лебединое озеро» П.И. Чайковского как социокультурный феномен // Pax Sonoris  Науч. журнал. – Астрахань: Полиграфком, 2012. Вып. 6.
101. Методология гуманитарных наук: опыт актуализации // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – СПб., 2012. 0,4 п.л.
102. Методология гуманитарных наук: опыт актуализации // Природное и культурное наследие: Междисциплинарное исследование, сохранение и развитие: Материалы международной  науч.-практич. конференции / РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: Астерион, 2012. С. 156-159.

103.    М. Борн: «Лебединое озеро» & «Дориан Грей» // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Сб. науч. трудов. – Краснодар: Кру МВД РФ, 2013. Вып. 9. 1 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
104.    «Пиковая Дама» Л. Улицкой как опыт деконцентрированного портретирования // Культурная жизнь Юга России: Региональный научный журнал. – Краснодар. 2013. № 2 (49). 0,5 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
105.    Интерпретация и реинтерпретация: к вопросу методологии // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. – М.: Книга по Требованию, 2013. 0,4 п.л.
106.    Проблема семьи в современном кинематографе: опыт осмысления // Семья в традиционном и современном обществе: этнокультурный и социально-исторический опыт: Материалы междунар. науч.-практич. конференции. – Краснодар: КубГАУ, 2013. 0,5 п.л.
107.    «Медея» в аспекте визуальности: интерпретация и реинтерпретация // Филология, искусствоведение и культурология: тенденции развития: мат. международной заочной науч.-практич. конференции. – Новосибирск: СибАК, 2013. 1 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
108.    М. Равель. «Болеро»: к вопросу о семиотическом переводе // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Материалы З Междунар. науч. конференции. – Астрахань: ГОУ АО ДПО АИПКП, 2013. С. 99-105 (в соавторстве с П.В. Невской).
109.    Философия образования в аспекте смысловой педагогики: к постановке проблемы // Философия и актуальные вопросы образования: история, современность, перспективы: Материалы 2 Междунар. науч. конференции. – Кострома: КГТУ, 2013. 0,5 п.л.
110.    Ментальность как социокультурный феномен: к постановке проблемы // Философия и актуальные вопросы образования: история, современность, перспективы: Материалы 2 Междунар. науч. конференции. – Кострома: КГТУ, 2013. 0,5 п.л. (в соавторстве с И.Г. Лабутиной).
111.    Интеграция наук в изучении феномена анимации: Г. Бардин. «Адажио» // Интегративная технология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Материалы 8 Междунар. науч.-практич. конференции. – Майкоп: АГУ, 2013. 1 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
112.    Вечные сюжеты искусства в современном кинематографе // Культурная жизнь юга России. Краснодар, 2013. № 4. 0,6 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
113.    Образование искусством: опыт практической философии (на примере «Менгрельских этюдов» В. Туракевича) // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2013. Вып. 10. 0,5 п.л. (в соавторстве со С.В. Руденко).
114.    Эмотивность как принцип экологической коммуникации: методологический подход // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве. – Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2013. 1 п.л.
115.    «Medea» in the cultural area: East–West // Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур» // Материалы Второго Междунар. науч. этномузвкологического конгресса в рамках Четвертого междунар. этнофестиваля-конкурса «Голоса Золотой степи. – Астрахань: ООО КПЦ «Полиграфком», 2013. 0,1 п.л.
116.    Диалог искусств: музыка и кинематограф // Теория и практика общественного развития: Научный журнал. 2014. № 19. 0,5 п.л. (в соавторстве с О.В. Горбатовой).
117.    «Бедная Лиза» в пространстве хореографии // Культурная жизнь Юга России: Научный журнал. Изд-во КГУКиИ. 2014. № 53. 0,5 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
118.    А. Малевич – Г. Уствольская: в поисках параллелей // ASPECTUS: Междунар. науч. журнал.  2014.  № 3. 1 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
119.    Современные композиторы – детям: из опыта работы детского музыкального абонемента // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Сб. науч. ст. – Астрахань: ГАОУ ДПО АИПКиП, 2014.  0,5 п.л.
120.    Философия и искусство: опыт постижения реальности // ASPECTUS: Международный научный журнал. 2014. № 2. 1 п.л. (в соавторстве со СВ. Ковалевой и П.В. Невской).
121.    Гоголь в пространстве культуры: опыт интертекстуального анализа // Философия и актуальные вопросы образования: история, современность, перспективы: Сб. науч. тр. Ш Международной научн. конференции – Кострома: Изд-во КГТУ, 2014. 0,5 п.л.
122.    Реинтерпретация в аспекте социокультурной динамики // Музыка в пространстве медиакультуры: Сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – Краснодар: КГУКИ, 2014. 0,8 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
123.    «Бедная Лиза» Н. Карамзина в пространстве искусства: интерпретация и реинтерпретация // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия: Сб. материалов Междунар. науч. конференции. – М.: Нобель-Пресс; Edinbourg, Lennex Corporation, 2014. 1 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской и Е.В. Рожковой).
124.    Портрет в пространстве семиотики: аудиализация визуального образа // Pax Sonoris: Научный журнал. – Астрахань, 2014. Вып. 8. 1 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
125.    Культурно-историческая преемственность поколений как диалог сознаний // ASPECTUS: Междунар. науч. журнал. 2014. № 4. 0,8 п.л. (в соавторстве со С.В. Ковалевой).
126.    Музыка в контексте риторического канона: к постановке // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 6. Т. 20. 0,8 п.л. (в соавторстве с О.В. Горбатовой).
127.    Волкова П.С., Исаченко С.В. Британцы на Кубани: от «Битлз» до Мэтью Борна // Британцы и народы Юга России: проблемы взаимовлияния: Сб. науч. ст. –Краснодар, 2015. 0,5 п.л. (в соавторстве со С.В. Исаченко).
128.    Бетховен в пространстве «Кармен»: опыт реинтерпретации // Теория и практика общественного развития: Научный журнал. – Краснодар, 2015. № 12. 0,5 п.л.
129.    Война в текстах культуры: опыт осмысления // Россия в зеркале военной истории (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): Материалы II Международной науч.-практич. конференции: В 2 т. – Кострома, 2015. Т. I. 0,5 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
130.     «Кармен» в пространстве диалога: Восток-Запад (К вопросу об интерпретации и реинтерпретации). – Краснодар: КГИК, 2015. 0,5 п.л.
131.    Культурология в пространстве гуманитарного знания // ASPECTUS: Междунар. науч. журнал. – Краснодар. 2015. № 2. 0,5 п.л.
132.     «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена в анимации У. Диснея и В. Дегтярева: интерпретация и реинтерпретация // Теория и практика общественного развития: Научный журнал. – Краснодар: 2015г. № 16. 0,5 п.л. (в соавторстве с О.В. Горбатовой).
133.    Этико-эстетический аспект экологичности эмоций в произведениях искусства // Вестник РУДН, серия Лингвистика, 2015, №1. 0,5 п.л. (в соавторстве с В.И. Шаховским).
134.    К. Муратова. «Девочка и смерть»: опыт осмысления // Семья в традиционном современном обществе: проблема адаптации: Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – Краснодар: КубГАУ, 2015. 0,4 п.л.
135.     «Бедная Лиза» в пространстве буто: pro et contra // Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: Сб. тезисов III Междунар. науч. этномузыкологического конгресса. – Астрахань, 2015. 0,2 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
136.     «Гадкий утенок» Г. Бардина в пространстве со-бытия познавательного и этического моментов синтетического художественного текста // Аспектус: Международный научный журнал. – Краснодар, 2015. № 3. 0,5 п.л. (в соавторстве с О.В. Горбатовой).
137.     «Лебединое озеро» в пространстве современного искусства: литература, кинематограф, балет, анимация // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: Сб. материалов Междунар. науч. конференции. – Астрахань, 2015. 0,5 п.л.
138.     «Три картины П. Клее» Э. Денисова: к вопросу о семиотическом переводе: Мат. Междунар. науч. конференции «Музыкальное искусство и наука в современном мире». – Астрахань, 2015. С. 83-90 (в соавторстве с П.В. Невской).
139.     «Лунный Пьеро» О. Херрманна: опыт реинтерпретации // Южнороссийский музыкальный альманах: Научное издание. 2015. № 4 (21) 0,5 п.л. (в соавторстве с Э.В. Выбыванец).
140.     Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере «Герники» П. Пикассо) // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 109-119 (в соавторстве с П.В. Невской).

Руководит научными исследованиями:

а) дипломные работы,
выполненные под руководством П.С. Волковой


1. Рожкова Е. Интертекстуальность в камерной опере второй половины ХХ века (на примере опер Ю. Буцко «Записки сумасшедшего», А. Холминова «Шинель», Л. Десятникова «Бедная Лиза»). – Краснодар, 2010.
2. Федоренкова О. Библейские мотивы в отечественной и зарубежной массовой музыкальной культуре второй половины ХХ века (на примере творчества Л. Уэббера, К. Кинчева и Б. Марли). – Краснодар, 2010.
3. Сурко Н. Подготовка учащихся начальных классов ДШИ на уроках сольфеджио к процессу звукозаписи. – Краснодар, 2010.
4. Колесникова Е. Звукорежиссура в радиовещании. Джинглы: теоретический и практический аспекты. – Краснодар, 2010.
5. Рябинина А. Особенности записи голоса в теоретическом и прикладном аспектах. – Краснодар, 2010.

б) кандидатские диссертации,
выполненные под руководством П.С. Волковой

Подготовила к защите 9 кандидатов наук по специальностям: «онтология и теория познания», «социальная философия», «культурология», «искусствоведение», в том числе:

1. Татарский П.А. Реинтерпретация текстов культуры (на примере кинематографа ХХ века). – Краснодар, 2010.
2. Шак Ф.М. Джаз как социокультурный феномен (на материале американской музыки второй половины ХХ в.). – Ростов-на-Дону, 2010.
3. Рыльская Т.П. Мифологема смерти в проблемном поле визуальной культуры. – Краснодар, 2010.
4. Прокопьева П.В. Философия экзистенции в контексте постмодернизма (методологический анализ). – Краснодар, 2012.

в) докторские диссертации,
выполненные под руководством П.С. Волковой


1. Невская П.В. Портрет в пространстве семиотики: вербальное и невербальное. – Саратов, 2013.

Автор рецензий и отзывов на научные (диссертации, авторефераты диссертаций, книги, статьи по культурологии, искусствоведению, философии, социологии) и учебно-методические работы, в том числе:

а) на диссертации

Якушевич М.В. Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф. Гарсиа Лорки и М. де Фальи: Дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2004.
Заховаева А.Г. Искусство как гуманизирующий феномен (социально-философская трактовка): Дис.  … доктора философ. наук. – Иваново, 2005.
Коляденко Н.П. «Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX ): Дис. … доктора искусствоведения. – Новосибирск, 2006.
Лысенко С.Ю. «Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста (На примере «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского): Дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2007.
Кошкарова Ю.А. Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России: Дис. … канд. культурологии.
Ян Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая: Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2009.
Бочарникова И.С. Народное творчество как социальный феномен в современном российском обществе: Дис. … канд. социол. наук. – Майкоп, 2010.
Сокровищук А.А. Красота: онтологические аспекты философского анализа: Дис. … канд. философ. наук. – Вятка, 2011.
Мельникова А.Н. Синестетическая интерпретация творчества Эдисона Денисова (на примере инструментальных произведений): Дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2011.
Шишкина Е.М. Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности: Дис. … доктора искусствоведения. – Саратов, 2011.
Скворцов И.П.  Социальная культура как основание социальной политики российского государства: Дис. … доктора философ. наук. – Краснодар, 2012.
Кизогло А.В. Социально-философская концепция постмодернизма как идейное основание модернизации системы образования (на примере Великобритании): Дис. … канд. философ. наук. – Краснодар, 2012.
Веригин А.Б. Нравственный долг, права и обязанности человека как социальные регуляторы общественных отношений: социально-философский анализ: Дис. … канд. философ. наук. – Краснодар, 2012.
Лобова А.А. Традиционные женские образы и феминизация маскулинных профессий в контексте культур России и Запада: Дис. … канд. культурологии. – Шуя, 2012.

Казарьян Н.А. Социокультурная реальность в семиотической парадигме философии Ж. Бодрийяра: Дис. … канд. философ. наук. – Краснодар, 2012.

Щапова Е.В. Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия: Дис. … канд. искусствоведения. – Р/Д, 2013.

б) на авторефераты диссертаций

Суханова Е.А. «Моисей и Аарон» Арнольда Шенберга: Слово. Музыка. Контекст: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – М., 2004.
Николаева А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: Автореф. дис. … доктора педагогич. наук. – М., 2004.
Севастьянова С.С. Экранный музыкальный театр: синтез искусств: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Казань, 2004.
Павлова О.А. Визуальная среда обучения в процессе музыкального развития младших школьников: Автореф. дис. … канд. педагогич. наук. – М., 2004.
Антипова Ю.В. Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2005.
Овсянкина Г.П. Школа Шостаковича: Автореф. дис. … доктора искусствоведения. – Новосибирск, 2005. 
Епишева О.В. Музыка в лирике К.Д. Бальмонта: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Иваново, 2006.
Попенина А.Н.  Зарубежный музыкальный авангард 1950-60-х годов: композиционно-жанровые принципы и проблемы художественного восприятия: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Спб., 2007.
Файн Я.Н. Феномен тяготения в музыкально-теоретической концепции Б. Яворского: сущность и исторический контекст: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2007. 
Камышникова С.В. Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия (на материале инструментальной музыки барок: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2007.
Мозгот С.А. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Саратов, 2007.
Шепшелева О.В. Звук в хорах a cappella отечественных композиторов последней трети XX века: содержательный аспект: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – СПб., 2008.
Самсонова Т.П.  Феномен человека в отечественной музыкальной культуре: Автореф. дис. доктора философских наук. – СПб., 2008.
Шмакова О.А.  Финал в симфонических циклах  Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930-1950-е гг.): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2008.
Андрущак Т.С. Мемориальность в отечественной музыке последней трети ХХ века (к исследованию феномена): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Саратов, 2008.
Лю Цинн. Высшее музыкально-педагогическое бразование в современном Китае: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2009.
Бескровная Г.Н. Музыкальное исполнительство: процессуально-динамический аспект: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Саратов, 2010.
Бергер Н.А. Теория музыки в современной практике музицирования: Автореф. дис. … доктора искусствоведения. – Саратов, 2012.
Аракелова А.О. Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути развития: Автореф. дис. … доктора искусствоведения. – Магнитогорск, 2012.

в) на книги

Черная М.Р. История музыки: Учебное пособие. Тверь, 2008.
Жукова О.А. Метафизика творчества: Искусство и религия в истории культуры России: Монография. – М., 2008.
Мозгот С.А. Лекции по истории зарубежной музыки: Учебное пособие. – Майкоп, 2008.
Киреева Н.Ю. Коммуникативные возможности хоровой театрализации: Монография. –Саратов, 2010.
Шипельский М.И. Художественная культура Византии: Уч. пособие по дисциплине «Мировая художественная культура». – Краснодар, 2011.
Шепшелева О.В. Современная отечественная хоровая музыка: выразительность звука: Монография. – Астрахань, 2012.
Майсак Н.В. Девиации в профессиях социономического типа: генезис, особенности, профилактика: Монография. – Астрахань, 2012.
Налетова И.Н. Опера как целое: системный подход: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. Кн. 1. Методология.

Научно-организационная деятельность

Организатор международных, всесоюзных и всероссийских научных конференций «Современное искусство в контексте культуры» (1994), «Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке» (1995), «Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование» (1997), «Семиотика культуры и искусства» (2007, 2008) и др.

Редакторская деятельность

Член редакционной коллегии ВАКовского журнала «Теория и практика общественного развития».
Редактор научных изданий:

1. Современное искусство в контексте культуры: Тезисы Всерос. науч.-практич. конференции / АГК, АОИУУ, АОСК. – Астрахань, 1994.
2. Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке: Тезисы Всерос. науч.-практич. конференции / АГК, АОИУУ. – Астрахань, 1995.
3. «Музыка начинается там, где кончается слово…». – Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995. (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, П.С. Волковой, В.И. Шаховским).
4. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции / АОИУУ. – Астрахань, 1997.
5. Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы. – Иваново: Ивановс. ин-т ГПС МЧС РФ, ОАО Изд-во «Иваново» 2005-2007.
6. Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2005-2010. Вып. 1-5.
7. Семиотика культуры и искусства. – Краснодар: КУКиИ, 2007.
8. Визуальные аспекты гуманитарного знания: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр.  –Краснодар: КрУ МВД РФ, 2011.

Педагогическая деятельность

Преподает дисциплины: «Культурология», «Социология», «Философия», «Семиотика», «Этнолингвистика» и др. Имеет класс по специальности, где готовит дипломников и аспирантов.
Подготовила к выступлениям на Всероссийских и Международных конференциях ряд студентов, чьи статьи опубликованы:

Донцов М.Д. П. Пикассо. «Кошка, поймавшая птицу»: опыт семиотического исследования // Материалы Пятой международной конференции «Семиотика культуры и искусства». – Краснодар: КГУКИ. 2007. С. 114-115.
Рожкова Е.А. Квартет № 14 ор. 131 cis-moll Л. ван Бетховена: опыт семиотического исследования Материалы Пятой международной конференции «Семиотика культуры и искусства». – Краснодар: КГУКИ. 2007. С. 126-128.
Инников С.В. Музыка в современном кинематографе // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Материалы международной науч.-практич. конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. Ч. 2.С.71-74 (в соавторстве с П.В. Прокопьевой).
Инников С.В. «Опасные связи» Ш. де Лакло: роль музыкального компонента в вариантах экранизации романа // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2009. № 4. С. 54-56.
Рожкова Е.А. «Шинель» Н. Гоголя А. Холминова в контексте «общества потребления»: опыт осмысления // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2009. № 4. С. 37-40.
Рожкова Е.А. «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя в аспекте зрелищных искусств // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. –Краснодар: КрУ МВД РФ, 2010. № 5. С. 216-222.
Рожкова Е.А. Музыка в аспекте визуальности (на примере «Шинели» Н.В. Гоголя) // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2012. Вып. 8. С. 390-395.

Просветительская деятельность

Популяризирует современную детскую музыку композиторов России: А. Блинова, Ю. Гонцова (Астрахань); Н. Шабалина (Ижевск), В. Екимовского, С. Жукова, Б. Чайковского (Москва), Г. Белова, Ю. Корнакова (С.-Петербург).
Организатор и участник постановок оперы Б. Тищенко «Краденое солнце» (Астрахань, 1997, премьерная постановка), оперы М. Бонфельда «Дикие лебеди» (Туапсе, 2005, премьерная постановка), музыкальной сказки  «Репка» Г. Белова (Астрахань, 1995).

Выступила организатором концертов коллективов старинной музыки из Санкт-Петербурга «Laternа мagika» (Туапсе, 2003; Иваново, 2005) и Нижнего Новгорода «Univеrsalia in RE» (Краснодар, 2007).

Публикации о П.С. Волковой

1.    Казанцева Л.П. Полина Станиславовна Волкова // Здесь живет музыка. К 45-летию Астраханской консерватории. - Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2014. С. 767-771.

Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 91
Просмотры материалов : 421538