Волкова Полина Станиславовна
Общие сведения
Окончила Астраханскую государственную консерваторию как музыковед (1991), аспирантуру при Волгоградском государственном педагогическом университете по специальности «Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика» (1997), докторантуру при при Московском государственном педагогическом университете им. В.И. Ленина по специальности «Онтология и теория познания» (2002).
Кандидат филологических наук (1997, диссертация «Эмотивность как принцип интерпретации смысла художественного текста (на примере творчества Н.В. Гоголя и музыки Ю. Буцко, А. Холминова, Р. Щедрина)», научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.И. Шаховский). Доктор философских наук (2002, диссертация «Риторические модели гуманитарного образования: философско-методологический анализ», научные консультанты – доктор педагогических наук, профессор А.К. Михальская и доктор философских наук, профессор И.Н. Грифцова). Доктор искусствоведения (2009, диссертация «Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века)», научный консультант – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева). Профессор.
Профессор Краснодарского высшего военного училища им. генерала армии С. М. Штеменко и Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Член Союза композиторов России. Почетный работник общего образования РФ.
Научная деятельность
Сфера научных интересов: проблемы интерпретации и реинтерпретации текстов культуры, семиотика искусства, синтез искусств, филологическая и философская герменевтика.
Член жюри Всероссийского конкурса студенческих научных работ по музыкальному содержанию (Волгоград, 2018) и Международного конкурса студенческих работ «Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия» (Россия – Неаполь, 2020).
Научные предпочтения отражены в основных публикациях:
Книги и брошюры
1. Играем вместе! (Для тех, кто верит чудесам и открывать их любит сам): Книга для учащихся. – Астрахань: АОИУУ, 1993. 111 с.
2. Музыкальные занятия в школе: Методические рекомендации. – Астрахань: АОИУУ, 1993. 39 с.
3. «Музыка начинается там, где кончается слово…». – Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995. 458 с. (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, Л.П. Казанцевой, В.И. Шаховским).
4. Музыкальные занятия в условиях полихудожественного развития школы: Уч. пособие. – Астрахань: АОИУУ, 1999. 103 с.
5. Риторические модели гуманитарного образования: Монография. – М.: МПГУ, 2001. 191 с.
6. Метафизика огня: Лекция. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2006. 48 с.
7. Метафизика огня, или опыт философии искусства: Монография. – Краснодар: КУКиИ, 2007. 103 с.
8. Философия в текстах культуры: Уч.-метод. пособие – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2007. 80 с. (в соавторстве с Р.С. Гасановым).
9. Социальная природа искусства: Уч. пособие. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2007. 81 с. (в соавторстве с М.Ю. Рудь и Е.В. Фатальниковой).
10. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века): Монография. – Краснодар: КУКиИ, 2008. 199 с.
11. Ментальность как феномен культуры: Уч. пособие. – Краснодар: Кру МВД РФ, 2012. (4,9 п.л./7,8 п.л.) (в соавторстве с И.Г. Лабутиной и Е.В. Малько).
12. Ментальность как феномен культуры: социально-философский анализ. – М., 2013 (в соавторстве с И.Г. Лабутиной).
13. Портрет в пространстве семиотики: вербальное и невербальное: Монография. – Краснодар: КубГАУ, 2013. 168 с. (в соавторстве с П.В. Невской).
14. Смерть как социокультурный феномен. – Саратов, 2019. 128 с.
15. Анимация в пространстве диалога. – М: Современное образование, 2018. 80 с. (в соавт. с О.В. Горбатовой).
16. Социология в текстах культуры: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2020. 113 с. (в соавт. с А.Г. Лугининой).
17. Искусство как социокультурный проект: Кол. монография. – Саратов: Саратовская гос. конс. им. Л.В. Собинова, 2021. 300 с. (в соавт.).
18. Единство красок, слов и нот: Уч. пособие. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2021. 128 с. (в соавт. с Е.А. Приходовской).
19. Зарубежная музыка о России (музыкальная россика): кол. монография. – СПб.: Союз художников, 2023. 324 с. (авторс. доля 1.7 п.л.).
Статьи
1. Уроки музыки – уроки творчества (развитие творческого начала у младших школьников на уроках музыки) // Проблемы детского музыкального воспитания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1994. Вып. 131. С. 31-47. (в соавт. с Л.П. Казанцевой).
2. Эмотивное взаимодействие вербального и авербального языков как метод интерпретации художественного текста // Язык и культура: Материалы V Междунар. науч. конференции. – Киев: КГУ, 1997. 0,5 п.л.
3. Синтетический художественный текст как результат со-бытия «данного» и «созданного» (К вопросу о реинтерпретации текстов культуры) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции / АОИУУ. – Астрахань, 1997. 0,5 п.л.
4. «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум» // Учитель года: лучшее от лучших: Сб. методич. материалов. – М.: МИПиППК, 1997. 0,5 п.л.
5. Синтез искусств как метод интерпретации художественного текста (К вопросу эмотивных взаимодействий вербального и авербального языков // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Ростов н/Д.: РГК, 1998. 0,2 п.л.
6. В. Хлебников и конкретная поэзия (К вопросу о внутренней форме языка) // Велимир Хлебников и художественный авангард ХХ века. VI Междунар. Хлебниковские чтения: Науч. доклады. Статьи. Тезисы. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 1998. С. 36-42.
7. Музыка. Риторика. Герменевтика. К вопросу о гуманизации и гуманитаризации образования // Культура, искусство, образование. Проблемы, перспективы развития: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Смоленск: СГУ, 1999. Ч. I. 0,3 п.л.
8. Синестезия как условие понимания // «Прометей» – 2000 (О судьбе светомузыки: на рубеже веков): Материалы Международной науч.-практич. конференции. – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2000. 0,3 п.л.
9. Диалог на грани тысячелетий. К вопросу о взаимодействии музыки, риторики, герменевтики // Музыкальный Миллениум: искусство истории – история искусства: Сб. науч. ст. / ПГК. – Петрозаводск: Периодика, 2000. 0,5 п.л.
10. Хлебников – Бродский: к проблеме диалога: Материалы VIII Международных Хлебниковских чтений. – Астрахань: АГПУ, 2000. 0,5 п.л.
11. Композитор – исполнитель – слушатель: к проблеме диалога // Современные проблемы музыкального искусства: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Краснодар: Краснод. союз композиторов России, 2000. 0,3 п.л.
12. Музыкальное прочтение стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» // Взаимодействие музыки с другими искусствами: Межвуз. сб. науч. тр. / ЧВМУ(В). – Челябинск, 2000. 0,5 п.л.
13. Понимание текстов культуры: педагогический аспект // Феномен культуры: проблемы теории и истории: Межвуз. сб. науч. ст. – Челябинск: ЧВМУ(В), 2000. 0,5 п.л.
14. «Дон Жуан»: опыт интертекстуального анализа // Дон Жуан в музыкальном искусстве и литературе: Межвуз. сб. науч. тр. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2001. 0,4 п.л.
15. Понимание как философско-герменевтическая проблема: Сб. науч. тр. кафедры философии. – М.: МГПУ, 2001. 1 п.л.
16. Синтетический художественный текст: к вопросу о диалектике части и целого // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр.– Иваново-Вологда, 2005. – Вып. 2. 0,8 п.л.
17. Философия практики: к вопросу методологии // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Иваново: Ивановс. ин-т ГПС МЧС РФ, 2005. 0,5 п.л.
18. Синтетический художественный текст: pars pro toto // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Пятой науч.-практич. конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. – М.: МПГУ, 2005. 0,3 п.л.
19. Текст культуры: диалогический аспект // Культура и глобальные вызовы мирового развития: V Междунар. Лихачевские научные чтения. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. 0,2 п.л.
20. Философия игры в контексте семиотики // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст.: В 2 ч. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. Ч. 2. 0,3 п.л.
21. Гуманизация жизненного мира человека в процессе повседневного бытия // Онтология и антропология гуманизма // Материалы межвуз. симпозиума. – Владимир: ВГПУ, 2006. 0,3 п.л.
22. Риторика и герменевтика: внутрифилологический синтез // Материалы VI науч.-практич. конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре», посвященной памяти А.Ф. Лосева. – М.: МГПУ, 2006. 0,3 п.л.
23. Философия искусства: социальный аспект // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Иваново: Ивановс. ин-т ГПС МЧС России, 2006. (0,2/ 0,4 п.л.) (в соавторстве с Р. С. Гасановым).
24. Игра в контексте диалога (к вопросу об исполнительской практике) // Сибирский музыкальный альманах. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2006. 0,3 п.л.
25. Кинотекст в пространстве гуманитарного образования: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. – Краснодар, 2006. № 3 (6) (в соавт. с П.А. Татарским). 0,5 п.л.
26. Современные аудиовизуальные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: III Всерос. науч.-практич. конференция. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. 0,3 п.л.
27. «Метафизика огня»: спецкурс по предмету «Философия» для студентов творческих специальностей (из опыта работы) // Материалы Межвуз. конференции. – Горячий Ключ: КУКиИ, 2006. 0,5 п.л.
28. Духовная жизнедеятельность общества в контексте посттрансформационного культурного кризиса // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 7. 0,6/0,8 п.л. (в соавт. с А.В. Харсеевой)
29. Цвет и звук: к вопросу о диалогической природе искусства // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 11. 0,3/0,5 п.л. (в соавт. Р.С. Гасановым).
30. Философия игры в контексте искусства // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 12. 0,3 п.л.
31. Псевдокультурный диалог: к постановке проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. 0,2 п.л.
32. Музыкальное прочтение стихотворения А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» (к проблеме типологии понимания текста) // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 226-232.
33. Философия игры: методологический аспект // IV Серебряковские научные чтения. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2007. 0,5 п.л.
34. Фаллические символы в культуре и искусстве: семиотический аспект // Казачье самообразование. 2007. № 2. 0,4/0,8 п.л. (в соавт. С.В. Ковалевой)
35. Александр Пушкин – Сергей Беринский: к проблеме диалога // Роль русского языка в формировании российского менталитета: Материалы Междунар. науч. конференции. – Тверь: ТГУ, 2007. 0,3 п.л.
36. «Визуальный поворот» в гуманитарном образовании: к вопросу о методе // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сб. ст. VI Междунар. науч.-практич. конференции. – М., 2007. Ч. 1. 0,4 п.л.
37. Синтетический художественный текст: интерпретация и реинтерпретации // Лихачевские чтения. – СПб.: СПбГУП, 2007. 0,2 п.л.
38. Кинематограф в контексте экзистенциальной философии: опыт Л. фон Триера // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2007. Вып. 2. 0,4 п.л.
39. Оперный текст как реинтерпретация: к проблеме исполнительской культуры вокалиста // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2007. С. 69-74.
40. Гоголь – Шостакович: «Нос» // Материалы III межвуз. конференции. – Горячий Ключ. – Краснодар: КУКиИ, 2007. С. 69-74.
41. Опера как социокультурный феномен: Гоголь-Буцко: «Записки сумасшедшего» // Сб. материалов науч. конференции «Ансамблевое исполнительство: традиции, современное состояние, перспективы». – Краснодар: КУКиИ, 2007. 0,3 п.л.
42. Реинтерпретация текстов культуры: семиотический аспект // Семиотика культуры и искусства: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Краснодар: КУКиИ, 2007. Т. 1. 0,5 п.л.
43. Текст культуры: к вопросу о реинтерпретации // Музыкальное воспитание в России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Тверь: ТГУ, 2007. 0,3 п.л.
44. Феномен реинтерпретации в свете компетентностного подхода: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. 2007. № 2 (8). (0,5 п.л.)
45. Семиотическое прочтение философских текстов // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы. Материалы III Междунар. науч.-практич. конференции. – Иваново: ОАО Изд-во «Иваново», 2007. С. 43-47 (в соавторстве с П.В. Прокопьевой).
46. Опера как социокультурный феномен: опыт реинтерпретации // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Межвуз. сб. науч. тр. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2008. Вып. 3. 0,4 п.л.
47. Неудача в творчестве: философские аспекты // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «Наука, творчество, инновации, успех». – Краснодар: КГАУ, 2008. 0,2 п.л.
48. Методологические возможности экзистенциализма в исследованиях современной культуры: к постановке проблемы // Человек, общество, история: методологические инновации и региональный контекст: Сб. материалов Всерос. науч. конференции памяти С.Э. Крапивенского. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. 0,2 /0,4 п.л. (в соавт. с П.В. Прокопьевой).
49. «Ностальгия» А. Тарковского: к вопросу реинтерпретации // Италия-Россия: XVIII – XXI: Материалы Междунар. науч. конференции. – Нью-Йорк-Рим-Краснодар: Нью-Йорк, 2008. 0,5 п.л.
50. Философия искусства: опыт диалога (к вопросу об актуальности прошлого в современной отечественной гуманитарной науке) // Лихачевские чтения. – СПб.: СПбГУП, 2008. 0,2 п.л.
51. Феномен реинтепретации: на примере современного кинематографа // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сб. ст. VII Междунар. науч.-практич. конференции. – М., 2008. 0,4 п.л.
52. Феномен реинтепретации в контексте компетентностного подхода // Актуальные проблемы современного образования. Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Ставрополь: СГУ, 2008. 0,6 п.л.
53. Феномен реинтерпретации в контексте истории музыки: к постановке проблемы // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы IV Междунар. науч. конгресса. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. 0,5 п.л.
54. Феномен синестезии в свете имагинации // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. С. 89-95.
55. Реинтерпретация как социокультурный феномен: музыка, поэзия, живопись, кинематограф // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сб. ст. Междунар. науч. конференции. – Астрахань: АГК, 2008. 0,5 п.л.
56. Семиотические аспекты музыкального творчества: опыт междисциплинарного исследования (на примере Композиции 60 Виктора Екимовского) // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 248-254.
57. В. Екимовский: «Mondscheinsonate», композиция 60 (опыт реинтерпретации) // Парадигма: Философско-культурологич. альманах. – СПб., 2008. Вып. 11. 0,5 п.л.
58. Хлебников в свете имагинативной логики // Творчество Велимира Хлебникова и русская литературы ХХ века: поэтика, текстология, традиции: Материалы Х Междунар. Хлебниковских чтений. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. С. 61-64 (в соавт. с С.В. Ковалевым).
59. Italy-Russia: an Experience of A. Tarkovskiy’s «Nostalgia» // Italy-Russia: The centuries International scientific conference. – New York-Rome-Krasnodar: Нью-Йорк, 2008. 0,2 п.л.
60. Чехов-Форман-Муратова: опыт реинтерпретации // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. 0,2/0,4 п.л. (в соавт. П.А. Татарским).
61. Совершенствование исполнительской культуры вокалиста: опыт реинтерпретации // Вестник ТГУ. Серия «Педагогика и психология». – Тверь, 2008. № 21 (81). Вып. 4. 0,3 п.л.
62. Интерпретация-реинтерпретация: общее и особенное // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2008. № 3 (28). 0,2 п.л.
63. Синтетический художественный текст: опыт анализа (на примере оперы Л. Десятникова «Бедная Лиза») // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2008. № 2 (27). 0,4 п.л.
64. П.И. Чайковский. «Патетическая симфония»: опыт реинтерпретации // Известия Волгогр. педагогического ун-та. Серия «Социально-экономические науки и искусство». – Волгоград: ВГПУ, 2008. № 3 (27). 0,4 п.л.
65. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере современного искусства) // Известия РПГУ им. А.И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки». – СПб.: СПбГУ им. А.И. Герцена, 2008. № 11 (78). (0,3 п.л.)
66. Музыка Бизе-Щедрина в мультипликационном фильме Гарри Бардина (к вопросу о реинтерпретации) // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 2 (3). С. 233-238.
67. Музыка в современном кинематографе: к вопросу о реинтерпретации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение» – Майкоп: МГУ, 2009. Вып. 1 (41). С. 192-198.
68. «Кармен»: к вопросу о реинтерпретации // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2009. № 1 (30). 0,4 п.л.
69. Художник и время: опыт реинтерпретации (на материале современного кинематографа) // Художник и время: Междунар. науч. конференция. – Краснодар: КУКиИ, 2009. 0,4 п.л.
70. «Три истории» Киры Муратовой: опыт реинтерпретации // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Сб. науч. тр. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2009. 0,8 п.л.
71. Реинтерпретация: опыт осмысления. На материале искусства ХХ века // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – СПб., 2009. (в соавт. с П.А. Татарским).
72. «Пиковая дама»: опыт реинтерпретации // Музыкальное искусство: История и современность: Сб. науч. ст. к 40-летию АГК. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 96-100.
73. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на материале изобразительного искусства) // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 142-150.
74. Реинтерпретация в свете философии искусства: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. 2009. Вып. 2. С. 170-182.
http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2009/2/volkova.pdf
75. Интеллигенция в художественной действительности Л. Улицкой: поиск соответствий // Научная жизнь Северного Кавказа: Сб. науч. работ. – Краснодар, 2010. 0,4 п.л.
76. С. Дали. «Тайная вечеря»: опыт реинтерпретации // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2010. Вып. 5. 0,5 п.л.
77. Живопись и музыка: к вопросу исполнительской практики // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2010. № 9 (28). 0,4 п.л. (в соавт. с Т.Ф. Шак).
78. Балет как синтетический художественный текст // Визуальные аспекты гуманитарного знания: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2011. С. 29-46.
79. «Нос» Гоголя-Шостаковича: Опыт интертекстуального подхода // Изучая мир Дмитрия Шостаковича: Сб. статей. – Спб., 2011. 0,5 п.л.
80. Искусство как социокультурный феномен: проблема интерпретации и реинтерпретации // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 137-150 (в соавторстве с А.Н. Еремеевой).
81. Искусство как социокультурный феномен: опыт осмысления // Теория и практика общественного развития: Науч. журнал. – Краснодар, 2012. № 2. 0,8 п.л. (в соавт. с А.Н. Еремеевой).
82. Традиция и новаторство в современной социокультурной ситуации: опыт осмысления // Актуальные проблемы современного культурологического знания: глобальный мир в культурологическом измерении. – Люберцы: Гуманитарно-социальный институт, 2012. С. 170-178.
83. «Кармен» П. Мериме в контексте современного искусства: балет, кинематограф, анимация // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Сб. науч. трудов. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2012. Вып. 8.
84. Феномен любви: к вопросу о различии нравственного и потребительского // Теория и практика общественного развития: Науч. журнал. – Краснодар, 2012. № 11. (в соавт. с Д.В. Мастеровым).
85. «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в контексте современного искусства: интерпретация и реинтерпретация // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1 (10). С. 37-43.
86. Искусство в контексте гуманитарного знания. Опыт осмысления // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. – М.: Книга по Требованию, 2012. С. 224-231.
87. «Кармен»: Испания – Франция – Россия: интерпретация – реинтерпретация // Pax Sonoris: Науч. журнал. – Астрахань: Полиграфком, 2012. Вып. 6. 1 п.л.
88. «Лебединое озеро» П.И. Чайковского как социокультурный феномен // Pax Sonoris: Науч. журнал. – Астрахань: Полиграфком, 2012. Вып. 6.
89. Методология гуманитарных наук: опыт актуализации // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – СПб., 2012. 0,4 п.л.
90. Методология гуманитарных наук: опыт актуализации // Природное и культурное наследие: Междисциплинарное исследование, сохранение и развитие: Материалы международной науч.-практич. конференции / РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: Астерион, 2012. С. 156-159.
91. М. Борн: «Лебединое озеро» & «Дориан Грей» // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: Сб. науч. трудов. – Краснодар: Кру МВД РФ, 2013. Вып. 9. 1 п.л. (в соавт. с П.В. Невской).
92. «Пиковая Дама» Л. Улицкой как опыт деконцентрированного портретирования // Культурная жизнь Юга России: Региональный научный журнал. – Краснодар. 2013. № 2 (49). 0,5 п.л. (в соавт. с П.В. Невской).
93. Интерпретация и реинтерпретация: к вопросу методологии // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. – М.: Книга по Требованию, 2013. 0,4 п.л.
94. Проблема семьи в современном кинематографе: опыт осмысления // Семья в традиционном и современном обществе: этнокультурный и социально-исторический опыт: Материалы междунар. науч.-практич. конференции. – Краснодар: КубГАУ, 2013. 0,5 п.л.
95. «Медея» в аспекте визуальности: интерпретация и реинтерпретация // Филология, искусствоведение и культурология: тенденции развития: мат. международной заочной науч.-практич. конференции. – Новосибирск: СибАК, 2013. 1 п.л. (в соавт. с П.В. Невской).
96. М. Равель. «Болеро»: к вопросу о семиотическом переводе // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Материалы З Междунар. науч. конференции. – Астрахань: ГОУ АО ДПО АИПКП, 2013. С. 99-105 (в соавт. с П.В. Невской).
97. Философия образования в аспекте смысловой педагогики: к постановке проблемы // Философия и актуальные вопросы образования: история, современность, перспективы: Материалы 2 Междунар. науч. конференции. – Кострома: КГТУ, 2013. 0,5 п.л.
98. Ментальность как социокультурный феномен: к постановке проблемы // Философия и актуальные вопросы образования: история, современность, перспективы: Материалы 2 Междунар. науч. конференции. – Кострома: КГТУ, 2013. 0,5 п.л. (в соавт. с И.Г. Лабутиной).
99. Интеграция наук в изучении феномена анимации: Г. Бардин. «Адажио» // Интегративная технология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Материалы 8 Междунар. науч.-практич. конференции. – Майкоп: АГУ, 2013. 1 п.л. (в соавт. с П.В. Невской).
100. Вечные сюжеты искусства в современном кинематографе // Культурная жизнь юга России. Краснодар, 2013. № 4. 0,6 п.л. (в соавт. с П.В. Невской).
101. Образование искусством: опыт практической философии (на примере «Менгрельских этюдов» В. Туракевича) // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2013. Вып. 10. 0,5 п.л. (в соавт. со С.В. Руденко).
102. Эмотивность как принцип экологической коммуникации: методологический подход // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве. – Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2013. 1 п.л.
103. «Medea» in the cultural area: East–West // Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур» // Материалы Второго Междунар. науч. этномузвкологического конгресса в рамках Четвертого междунар. этнофестиваля-конкурса «Голоса Золотой степи. – Астрахань: ООО КПЦ «Полиграфком», 2013. 0,1 п.л.
104. Особенности перевода аудиального в пространство медиатекста (на материале «Болеро» Равеля) // В мире науки и искусства: Вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. – Новосибирск: СибАК, 2013 (в соавт. с П.В. Невской). https://sibac.info/conf/philolog/xxvii/33765
105. М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки» // В мире науки и искусства: Вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. – Новосибирск: СибАК, 2013 (в соавт. с П.В. Невской). https://sibac.info/conf/philolog/xxvii/33764
106. «Медея» в аспекте визуальности: интерпретация и реинтерпретация // В мире науки и искусства: Вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. – Новосибирск: СибАК, 2013 (в соавт. с П.В. Невской).
107. https://sibac.info/conf/philolog/xxii/32436
108. Диалог искусств: музыка и кинематограф // Теория и практика общественного развития: Научный журнал. 2014. № 19. 0,5 п.л. (в соавт. с О.В. Горбатовой).
http://kn.lib-i.ru/27kulturologiya/75648-1-udk...
109. «Бедная Лиза» в пространстве хореографии // Культурная жизнь Юга России: Научный журнал. Изд-во КГУКиИ. 2014. № 53. 0,5 п.л. (в соавт. с П.В. Невской).
110. А. Малевич – Г. Уствольская: в поисках параллелей // ASPECTUS: Междунар. науч. журнал. 2014. № 3. 1 п.л. (в соавт. с П.В. Невской).
111. Современные композиторы – детям: из опыта работы детского музыкального абонемента // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Сб. науч. ст. – Астрахань: ГАОУ ДПО АИПКиП, 2014. 0,5 п.л.
112. Философия и искусство: опыт постижения реальности // ASPECTUS: Междунар. науч. журнал. 2014. № 2. С. 10-19 (в соавт. со СВ. Ковалевой и П.В. Невской).
113. Гоголь в пространстве культуры: опыт интертекстуального анализа // Философия и актуальные вопросы образования: история, современность, перспективы: Сб. науч. тр. Ш Междунар. науч. конференции – Кострома: Изд-во КГТУ, 2014. 0,5 п.л.
114. Реинтерпретация в аспекте социокультурной динамики // Музыка в пространстве медиакультуры: Сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – Краснодар: КГУКИ, 2014. 0,8 п.л. (в соавт. с П.В. Невской).
115. «Бедная Лиза» Н. Карамзина в пространстве искусства: интерпретация и реинтерпретация // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия: Сб. материалов Междунар. науч. конференции. – М.: Нобель-Пресс; Edinbourg, Lennex Corporation, 2014. 1 п.л. (в соавт. с П.В. Невской и Е.В. Рожковой).
116. Портрет в пространстве семиотики: аудиализация визуального образа // Pax Sonoris: Научный журнал. – Астрахань, 2014. Вып. 8. 1 п.л. (в соавторстве с П.В. Невской).
117. Культурно-историческая преемственность поколений как диалог сознаний // ASPECTUS: Междунар. науч. журнал. 2014. № 4. 0,8 п.л. (в соавт. со С.В. Ковалевой).
118. Музыка в контексте риторического канона: к постановке // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 6. Т. 20. С. 328-332 (в соавт. с О.В. Горбатовой).
119. Британцы на Кубани: от «Битлз» до Мэтью Борна // Британцы и народы Юга России: проблемы взаимовлияния: Сб. науч. ст. –Краснодар, 2015. 0,5 п.л. (в соавт. со С.В. Исаченко).
120. Бетховен в пространстве «Кармен»: опыт реинтерпретации // Теория и практика общественного развития: Научный журнал. – Краснодар, 2015. № 12. С. 393-397.
121. Война в текстах культуры: опыт осмысления // Россия в зеркале военной истории (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): Материалы II Междунар. науч.-практич. конференции: В 2 т. – Кострома, 2015. Т. I. 0,5 п.л. (в соавт. с П.В. Невской).
122. «Кармен» в пространстве диалога: Восток-Запад (К вопросу об интерпретации и реинтерпретации). – Краснодар: КГИК, 2015. 0,5 п.л.
123. Культурология в пространстве гуманитарного знания // ASPECTUS: Междунар. науч. журнал. – Краснодар. 2015. № 2. 0,5 п.л.
124. «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена в анимации У. Диснея и В. Дегтярева: интерпретация и реинтерпретация // Теория и практика общественного развития: Научный журнал. – Краснодар: 2015г. № 16. 0,5 п.л. (в соавт. с О.В. Горбатовой).
125. Этико-эстетический аспект экологичности эмоций в произведениях искусства // Вестник РУДН, серия Лингвистика, 2015, №1. С. 31-41 (в соавт. с В.И. Шаховским).
126. К. Муратова. «Девочка и смерть»: опыт осмысления // Семья в традиционном современном обществе: проблема адаптации: Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – Краснодар: КубГАУ, 2015. 0,4 п.л.
127. «Бедная Лиза» в пространстве буто: pro et contra // Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: Сб. тезисов III Междунар. науч. этномузыкологического конгресса. – Астрахань, 2015. 0,2 п.л. (в соавт. с П.В. Невской).
128. «Гадкий утенок» Г. Бардина в пространстве со-бытия познавательного и этического моментов синтетического художественного текста // Аспектус: Междунар. науч. журнал. – Краснодар, 2015. № 3. 0,5 п.л. (в соавт. с О.В. Горбатовой).
129. «Лебединое озеро» в пространстве современного искусства: литература, кинематограф, балет, анимация // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: Сб. материалов Междунар. науч. конференции. – Астрахань, 2015. 0,5 п.л.
130. «Три картины П. Клее» Э. Денисова: к вопросу о семиотическом переводе: Мат. Междунар. науч. конференции «Музыкальное искусство и наука в современном мире». – Астрахань, 2015. С. 83-90 (в соавт. с П.В. Невской).
131. «Лунный Пьеро» О. Херрманна: опыт реинтерпретации // Южнороссийский музыкальный альманах: Научное издание. 2015. № 4 (21) С. 43-50 (в соавт. с Э.В. Выбыванец). musalm.ru/assets/almanac/2015-4/5-1.pdf
132. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере «Герники» П. Пикассо) // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 109-119 (в соавт. с П.В. Невской).
133. Культура в пространстве бытия: интерпретация и реинтерпретация// Наследие веков. – М.: Апри., 2016. № 1. С. 54-60. 2016_1_Volkova.pdf
134. «Лебединое озеро» в пространстве современного искусства: литература, кинематограф, балет, анимация: Сб. материалов Междунар. науч. конференции. – Астрахань: ООО «Триада», 2016. С. 165-174.
135. Синестезия в аспекте смыслообразующей деятельности сознания // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сб. ст. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. С. 41-52.
136. Предмет «Культурология и социология» в аспекте интеграции гуманитарного знания: теоретико-методологический подход // Аспектус: Междунар. науч. журнал. – Краснодар: Светочъ, 2016. С. 50-72 (в соавт. с В.А. Передерий).
137. Приметы культа в аспекте семиотики художественного: литература, музыка, изобразительное искусство, хореография, анимация и кинематограф // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе: Материалы междунар. науч. конференции – Майкоп, 2016. С. 313-329.
138. Культурный диалог как опыт взаимодействия творца и ценителя // Аспектус. Междунар. науч. журнал. – Краснодар: Светочъ, 2016, № 3. С. 1-8 (в соавт. с О.В. Горбатовой).
139. Классик и современники: к вопросу о «Лебедином озере» П.И. Чайковского в аспекте литературы, балета, анимации и кинематографа // Музыка в пространстве медиакультуры: Сб. статей по материалам III Междунар. науч.-практ. конференции – Краснодар: КГИК, 2016. С. 15-22 (в соавт. с О.В. Горбатовой).
140. Сознание в пространстве диалога: данное и созданное // Философия и актуальные вопросы образования: история, современность, перспективы: Сб. материалов III Междунар. науч. конференции. – Кострома: КГУ, 2016. С. 19-26.
141. Лики музыки XXI века: Приношение Галине Уствольской •Борису Тищенко: кол. моногр. / науч. ред. и сост.: Г.П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. – СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – С. 63-72; 282-288.
142. «Краденое солнце» Б.И. Тищенко: из воспоминаний постановщика оперы //Лики музыки XXI века: Приношение Галине Уствольской • Борису Тищенко: кол. моногр. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 288-294.
143. Ментальность и национальная идентичность // Актуальные проблемы современного российского общества: традиции и новации. Моделирование образа человека новой общественной формации: Сб. науч. ст. Кострома: ВА РЯХБЗ, 2016. Вып. 5. С. 13-19.
144. Эмотивность как принцип познающей и смыслообразующей деятельности сознания // Мир лингвистики и коммуникации. 2017. № 4. 1,0 п.л. (в соавт. с В.И. Шаховским).
145. Язык и речь в пространстве культуры: интерпретация и реинтерпретация // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – 2017. Т. 16. № 4 (32). С. 207-214. https://l.jvolsu.com/index.php/ru/archive-ru/470-science-journal-of...
146. Синестезия как опыт вхождения в пространство духа: методологический аспект // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сб. науч. ст. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. Вып. 2. С. 7-17.
147. Блеск и нищета семиотики // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, история, исполнительство, педагогика: Сб. ст. по материалам VI Междунар. науч. конференции. 2018. С. 15-20.
148. «Нет смерти для меня…» // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 7. С. 21-24 (в соавт. со С.А. Мозгот).
149. «Практический смысл» П. Бурдье в контексте социо- и психолингвистики: к постановке проблемы // Национальное здоровье. 2019. № 3. С. 174-181 (в соавт. с В.И. Шаховским).
150. История одного заблуждения: "Senecio" Пауля Клее // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 7. С. 8-20 (в соавт. с И.В. Кочубеем).
151. Этический код русской народной сказки в контексте диалогической концепции М.М. Бахтина // Диалогическая культура педагога: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции с междунар. участием / Армавирский государственный педагогический университет. 2019. С. 53-56.
152. Новое об опере // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4 (33). С. 44.
153. Человек и текст: к вопросу об изоморфизме // Научный потенциал вуза - производству и образованию: Сб. ст. по материалам I Международной науч.-практич. конференции, посвященной 100-летию Кубанского государственного технологического университета и 60-летию Армавирского механико-технологического института. – Краснодар, 2019. С. 258-264.
154. К юбилею В.И. Шаховского // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2019. Т. 23. № 1. С. 267-276 (в соавт. с Н.Н. Панченко, Е.К. Черникиной и др.).
155. Эмотивность как метод вхождения в пространство межличностной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (134). С. 132-138 (в соавт. с В.И. Шаховским).
156. Научная школа Л.П. Казанцевой: опыт десятилетия // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 4(37). С. 90-101.
http://journalpmn.com/index.php/PMN/issue/view/63
157. The Connotations of “Russian” in Music of Foreign Composers on “a Russian Theme” // Proceedings of the 4th International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2020). Vol. 416. Advances in Social Science, Education and Humanities Reserch. Pp. 488-492 (в соавт. с Л.П. Казанцевой).
https://www.atlantis-press.com/proceedings/iccese-20/125937017
158. Язык как система: значение и смысл // Филологические науки в МГИМО. 2020. № 23 (3). С. 48-62 (в соавт. с В.И. Шаховским).
159. «Визуальный поворот» в контексте изучения музыкального искусства: из опыта работы с иностранными учащимися // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2 (в соавт. с Л.В. Санжеевой).
160. Музыкальные занятия как опыт коллективного творчества учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2 (в соавт. с Е.А. Приходовской). http://science-education.ru/ru/article/view?id=29649.
161. Роль педагогической практики при обучении студентов предмету «Музыкальная терапия» в педагогическом процессе // Cовременные наукоемкие технологии № 4. 2020. С. 100-104 (в соавт. с Е.О. Cкрипник).
162. Вербальная музыка в контексте музыкальной педагогики: к постановке вопроса // Человеческий капитал. 2020. № 3 (135) С. 192-198 (в соавт. с У Син).
163. Анимация в пространстве музыкальной педагогики: к постановке вопроса // Научное мнение. 2020. № 1-2 (в соавт. с У Луинь). publish.bookhouse.r
164. Специфика развития эмоциональной сферы подростков на занятиях эстрадным вокалом // Человеческий капитал. 2020. № 3 (135). С. 270-277 (в соавт. с М.Р. Черной).
165. Духовность в аспекте искусства // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 4. С. 103-114 (в соавт. с В.И. Шаховским).
166. «Нетерпение сердца»: интерпретация и реинтерпретация // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2020. № 38. C. 165-177 (в соавт. с Е.А. Приходовской). DOI: 10.17223/22220836/38/15 22.
167. Spiritual Independence of an Artist’s Personality of Postmodernity // Utopia y Praxis Latinoamericana. 2020. № 25. Р. 62-69 (в соавт. с N. Saenko и V. Kortunov).
168. Значение и смысл в контексте преподавания дисциплины «Русский язык» для иностранных курсантов: к постановке проблемы // Военное образование в XXI веке: проблемы преподавания русского языка и дисциплин специальности в иностранной аудитории: к 120-летию Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва: Межвуз. науч.-практич. конференция: сб. науч. ст. / Под общ. ред. Н.В. Бугорской. – СПб.: «Р-КОПИ», 2020. С. 139-148.
169. Звучащие полотна художников Адыгеи и Кубани: к вопросу о визуализации музыкального пространства // Мир глазами черкесских художников: Сб. ст. / Сост. и гл. ред. А.Н. Соколова. – Майкоп: ЭлИТ, 2020. С. 51-64. https://201824.selcdn.ru/elit-134/pdf/9785604474594.pdМf.
170. Стратегия устойчивого развития сельских территорий как стратегия устойчивого развития личности: опыт экзегетики // Ad rupturam. У разрыва: Сб. материалов Междунар. науч.-практич. конференции «Актуальные проблемы социогуманитарного знания: вчера, сегодня, завтра». – Краснодар: Магарин О.Г., 2020. С. 25-33.
171. Бинарность как универсальный принцип мироздания // Ad rupturam. У разрыва: Сб. материалов Междунар. науч.-практич. конференции «Актуальные проблемы социогуманитарного знания: вчера, сегодня, завтра». – Краснодар: Магарин О.Г., 2020. С. 209-220.
172. Внутренняя социализация личности как условие устойчивого развития общества: к постановке проблемы // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 5694-5701.
173. Практический смысл П. Бурдье: pro et contra // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е Ю. Иванова. – М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 5701-5710.
174. Звучащие полотна художников Адыгеи и Кубани: к вопросу о визуализации музыкального пространства // Образы, сюжеты, художественные направления в изобразительном искусстве: региональный аспект. – Майкоп: Магарин О.Г., 2020. С. 43-45.
175. Синестетичность в контексте образования: методологический подход // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сб. науч. ст. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2020. Вып. 3. С. 6-20.
176. Творчество Ивана Бунина в пространстве кинематографа: интерпретация и реинтерпретация // Философские науки. 2020. № 63 (6). С. 96-109 (в соавт. с Л.П. Казанцевой).
177. Васнецовы и музыка: к постановке проблемы // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8. № 4. С. 197-204 (в соавт. с Е.Н. Щербаковой).
178. Semantic Analysis of a Musical Work // Proceedings of the Worldwide Music Conference. 2021. Vol. 1. (Current Research in Systematic Musicology. Vol. 8). P. 59-64 (в соавт. с Л.П. Казанцевой). https://static-content.springer.com/pdf/bok:978-3-030-74039-9.pdf?token=...
179. The Academic School of Liudmila Kazantseva: An Experience of the Decade // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 1 (42). С. 82-94.
180. Династия Васнецовых: мелочи великого наследия // Искусство. Культура. Образование. Научные исследования. 2021. № 3. С. 58-67 (в соавт. с Н.В. Харсеевой и Е.Н. Щербаковой).
181. Вербальная музыка как попытка войти в звуковое пространство ребенка: теория и практика // Искусство. Культура. Образование. Научные исследования. 2021. № 3. С. 153-172 (в соавт. с У Син).
182. Искусство в пространстве языка: к постановке проблемы // Искусство как социокультурный проект: коллективная монография / ред.-сост. П.С. Волкова. – Саратов; М.: СГК им. Л.В. Собинова, 2021. С. 47-55.
183. «Senecio» Пауля Клее: смысловой анализ // Искусство как социокультурный проект: коллективная монография / ред.-сост. П.С. Волкова. – Саратов; М.: СГК им. Л.В. Собинова, 2021. С. 214-222.
184. Картина Пауля Клее «Senecio»: опыт осмысления // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов: Сарат. гос. конс. им. Л.В. Собинова, 2022. Т. 26. С. 144-155 (в соавт. с И. Кочубеем) http://sarcons.ru/image/tskkhi/%D1%82%D0%BE%D0%BC%2026.pdf
185. Искусство в пространстве языка: к постановке проблемы // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. Презентация книжных изданий. – Саратов: Сарат. гос. конс. им. Л.В. Собинова, 2022. Т. 32. С. 98-108. http://sarcons.ru/image/tskkhi/%D1%82%D0%BE%D0%BC%2032.pdf
186. О книге Галины Бескровной «Музыкальное исполнительство: процессуально-динамический аспект» // Искусство. Культура. Образование. Научные исследования. 2022. № 1. С. 138-141.
187. Язык в аспекте коммуникации – язык в аспекте мыследеятельности: к вопросу о дефинициях // Искусство и культура в контексте времени: традиции, инновации перспективы: сб. материалов Междунар. симпозиума, посвящ. 800-летию со дня рождения Александра Невского. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 2022. С. 191-201 (в соавт. с Е.С. Ореховой).
Участвует в международных и всероссийских научно-практических конференциях в Праге (2021), Киеве (1996 – 1997), Москве (2006 – 2009), Санкт-Петербурге (2005 – 2009), Уфе (2001 – 2002), Волгограде (2008, 2010, 2013 – 2018, 2022), Иванове (2005 – 2009), Казани (2004, 2008), Краснодаре (2005 – 2014), Туапсе (2002 – 2003), Новосибирске (2004), Екатеринбурге (1991), Ростове-на-Дону (1998), Твери (2007), Вологде (2005), Саранске (2003), Магнитогорске (2001), Петрозаводске (2000), Горячем Ключе (2008 – 2009), Астрахани (1997, 1998, 2000, 2002, 2006, 2008).
Руководит научными исследованиями:
а) дипломные работы,
выполненные под руководством П.С. Волковой
1. Рожкова Е. Интертекстуальность в камерной опере второй половины ХХ века (на примере опер Ю. Буцко «Записки сумасшедшего», А. Холминова «Шинель», Л. Десятникова «Бедная Лиза»). – Краснодар, 2010.
2. Федоренкова О. Библейские мотивы в отечественной и зарубежной массовой музыкальной культуре второй половины ХХ века (на примере творчества Л. Уэббера, К. Кинчева и Б. Марли). – Краснодар, 2010.
3. Сурко Н. Подготовка учащихся начальных классов ДШИ на уроках сольфеджио к процессу звукозаписи. – Краснодар, 2010.
4. Колесникова Е. Звукорежиссура в радиовещании. Джинглы: теоретический и практический аспекты. – Краснодар, 2010.
5. Рябинина А. Особенности записи голоса в теоретическом и прикладном аспектах. – Краснодар, 2010.
б) кандидатские диссертации,
выполненные под руководством П.С. Волковой
1. Ковалева С.В. Проблема «добра» и экзистенциальный анализ бытия человека: дис. … канд. философ. наук: 09.00.01 – онтология и теория познания. – Иваново, 2005.
2. Харсеева А.В. Духовные аспекты национальной безопасности современной России: дис. … канд. философ. наук: 09.00.11 – социальная философия. – Краснодар, 2006.
3. Гасанов Р.С. Диалогическая природа искусства: социально-философский анализ: … дис. канд. философ. наук: 09.00.11 – социальная философия. – Краснодар, 2007.
4. Шак Ф.М. Джаз как социокультурный феномен: на примере американской музыки второй половины ХХ века: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 – музыкальное искусство. – Р/Д., 2008.
5. Язынина Т.Ю. Православные традиции офицерского состава Российской армии: культурологический анализ: дис. … канд. культурологии: 24.00.01 – теория и история культуры. – Краснодар, 2010.
6. Харсеева Н.В. Московское купечество на рубеже XIX-XX вв.: социокультурный анализ: дис. … канд. культурологии: 24.00.01 – теория и история культуры. – Краснодар, 2010.
7. Татарский П.А. Реинтерпретация текстов культуры: на примере кинематографа: … дис. канд. культурологии: 24.00.01 – теория и история культуры. – Краснодар, 2010.
8. Рыльская Т.П. Мифологема смерти в проблемном поле визуальной культуры: … дис. канд. культурологии: 24.00.01 – теория и история культуры. – Краснодар, 2010.
9. Прокопьева П.В. Философия экзистенции в контексте постмодернизма: методологический анализ: дис. … канд. философ. наук: 09.00.11 – социальная философия. – Краснодар, 2012.
10. Горбатова О.В. Диалог в пространстве визуальной культуры: на примере анимации и кинематографа: дис. … канд. культурологии: 24.00.01 – теория и история культуры. – Саранск, 2017.
11. Выбыванец Э.В. Визуализация музыкального пространства в современном искусстве: методологический аспект: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 – музыкальное искусство. – Новосибирск, 2017.
12. Пинчук А.Н. Образовательные практики современных студентов социально-гуманитарного профиля подготовки: дис. … канд. социологических наук: 22.00.06 – социология культуры. – Майкоп, 2017.
13. Липаева Д.Е. Категории бытия-небытия в пространстве культурного диалога Запада и Востока (на примере аниме): дис. … канд. культурологии: 24.00.01 – теория и история культуры. – Саратов, 2019.
14. У Лиян. Музыкальный театр в пространстве межкультурной коммуникации: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 – музыкальное искусство. – Новосибирск, 2022.
в) докторские диссертации,
выполненные под руководством П.С. Волковой
1. Невская П.В. Портрет в пространстве семиотики: вербальное и невербальное: дис. … доктора искусствоведения: 17.00.09 – теория и история искусства. – Саратов, 2013.
2. Харсеева Н.В. Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: социально-философский анализ: Дис. … доктора филос. наук: 09.00.11 – социальная философия. – Краснодар, 2015.
3. Гусарова М.А. Российское правосознание в аспекте социокультурной динамики: философский анализ: Дис. … доктора философ. наук: 24.00.01 – теория и история культуры. – Саранск, 2018.
Автор рецензий и отзывов на научные (диссертации, авторефераты диссертаций, книги, статьи по культурологии, искусствоведению, философии, социологии) и учебно-методические работы, в том числе:
а) на диссертации
Якушевич М.В. Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф. Гарсиа Лорки и М. де Фальи: Дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2004.
Заховаева А.Г. Искусство как гуманизирующий феномен (социально-философская трактовка): Дис. … доктора философ. наук. – Иваново, 2005.
Коляденко Н.П. «Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX ): Дис. … доктора искусствоведения. – Новосибирск, 2006.
Лысенко С.Ю. «Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста (На примере «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского): Дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2007.
Кошкарова Ю.А. Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России: Дис. … канд. культурологии.
Ян Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая: Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2009.
Бочарникова И.С. Народное творчество как социальный феномен в современном российском обществе: Дис. … канд. социол. наук. – Майкоп, 2010.
Сокровищук А.А. Красота: онтологические аспекты философского анализа: Дис. … канд. философ. наук. – Вятка, 2011.
Мельникова А.Н. Синестетическая интерпретация творчества Эдисона Денисова (на примере инструментальных произведений): Дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2011.
Шишкина Е.М. Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности: Дис. … доктора искусствоведения. – Саратов, 2011.
Скворцов И.П. Социальная культура как основание социальной политики российского государства: Дис. … доктора философ. наук. – Краснодар, 2012.
Кизогло А.В. Социально-философская концепция постмодернизма как идейное основание модернизации системы образования (на примере Великобритании): Дис. … канд. философ. наук. – Краснодар, 2012.
Веригин А.Б. Нравственный долг, права и обязанности человека как социальные регуляторы общественных отношений: социально-философский анализ: Дис. … канд. философ. наук. – Краснодар, 2012.
Лобова А.А. Традиционные женские образы и феминизация маскулинных профессий в контексте культур России и Запада: Дис. … канд. культурологии. – Шуя, 2012.
Казарьян Н.А. Социокультурная реальность в семиотической парадигме философии Ж. Бодрийяра: Дис. … канд. философ. наук. – Краснодар, 2012.
Щапова Е.В. Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия: Дис. … канд. искусствоведения. – Р/Д, 2013.
Хлабыстова Н.В. Ценность образования в системе взаимодействия «вуз – потребители образовательных услуг – работодатель»: Дис. … канд. социологических наук. – Майкоп, 2016.
Старикова Е.Н. Синестетичность как основа «витражного мышления» Оливье Мессиана: Дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2016.
Гусева Е.С. Бинарность как феномен смыслообразования в музыке (на примере сочинений Г. Уствольской и Ю. Шибанова): Дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2016.
Майданова М.Н. Принципы формирования сценического образа в театральном искусстве России первой половины XIX века (на примере творчества И. И. Сосницкого): Дис…. канд. искусствоведения. – Саратов, 2017.
Приходовская Е.А. Смысловой и выразительный потенциал синтетического жанра монооперы: Дис…. доктора искусствоведения. – Новосибирск, 2018.
Скоробогачева Е.А. Художественные традиции русского Севера и их роль в эволюции национального искусства России: Дис. … доктора искусствоведения. – Саратов, 2018.
Бибикова А.В. Роль лидера творческого исполнительного коллектива в воплощении художественного произведения: Дис. … канд. искусствоведения. – Саратов, 2018.
Сюй Цзыдун. Опера Го Вэньцзина «Деревня Волчья» в аспекте мировой музыкальной гоголианы: Дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2018.
Бакалейская Е.С. Феномен гитары в истории культуры (домодернистский период Западной Европы и России): Дис. … канд. культурологии. – Иваново, 2021.
Алесенкова В.Н. Транссмысловые конструкции в постдраматическом театре: Дис. … доктора искусствоведения. – Саратов, 2021.
Боровская М.И. Художественные стратегии В.М. Юстицкого в контексте развития советской графики 1920–1930-х годов: Дис. … канд. искусствоведения. – Саратов, 2022.
Яйленко Е.В. Светское искусство Венеции в социокультурном контексте эпохи Возрождения: дис. … доктора искусствоведения. – Саратов, 2022.
б) на авторефераты диссертаций
Суханова Е.А. «Моисей и Аарон» Арнольда Шенберга: Слово. Музыка. Контекст: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – М., 2004.
Николаева А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: Автореф. дис. … доктора педагогич. наук. – М., 2004.
Севастьянова С.С. Экранный музыкальный театр: синтез искусств: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Казань, 2004.
Павлова О.А. Визуальная среда обучения в процессе музыкального развития младших школьников: Автореф. дис. … канд. педагогич. наук. – М., 2004.
Антипова Ю.В. Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2005.
Овсянкина Г.П. Школа Шостаковича: Автореф. дис. … доктора искусствоведения. – Новосибирск, 2005.
Епишева О.В. Музыка в лирике К.Д. Бальмонта: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Иваново, 2006.
Попенина А.Н. Зарубежный музыкальный авангард 1950-60-х годов: композиционно-жанровые принципы и проблемы художественного восприятия: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Спб., 2007.
Файн Я.Н. Феномен тяготения в музыкально-теоретической концепции Б. Яворского: сущность и исторический контекст: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2007.
Камышникова С.В. Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия (на материале инструментальной музыки барок: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2007.
Мозгот С.А. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Саратов, 2007.
Шепшелева О.В. Звук в хорах a cappella отечественных композиторов последней трети XX века: содержательный аспект: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – СПб., 2008.
Самсонова Т.П. Феномен человека в отечественной музыкальной культуре: Автореф. дис. доктора философских наук. – СПб., 2008.
Шмакова О.А. Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930-1950-е гг.): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2008.
Андрущак Т.С. Мемориальность в отечественной музыке последней трети ХХ века (к исследованию феномена): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Саратов, 2008.
Лю Цинн. Высшее музыкально-педагогическое бразование в современном Китае: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2009.
Бескровная Г.Н. Музыкальное исполнительство: процессуально-динамический аспект: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Саратов, 2010.
Бергер Н.А. Теория музыки в современной практике музицирования: Автореф. дис. … доктора искусствоведения. – Саратов, 2012.
Аракелова А.О. Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути развития: Автореф. дис. … доктора искусствоведения. – Магнитогорск, 2012.
Алексеенко И.Н. Становление профессиональной субъектности личности в образовательном пространстве современной России: Автореф. дис. … доктора философских наук. – Ростов/Д., 2019.
Коршунов К.В. Актуализация представлений русских метафизиков XIX – XX вв. о социальных аспектах религии и религиозности: Автореф. дис. … философских наук. – Ставрополь, 2019.
Лосева С.Н. Синестетичность в структуре музыкальной одаренности и ее проявление в композиторском творчестве: Автореф. дис. … доктора искусствоведения. – Новосибирск, 2020.
Андрущенко Е.Ю. Синтезирующие тенденции в мюзикле и рок-опере второй половины XX – начала XXI века и творчество Э. Ллойда-Уэббера: Автореф. дис. … доктора искусствоведения. – Ростов/Д., 2020.
в) на книги
Черная М.Р. История музыки: Учебное пособие. Тверь, 2008.
Жукова О.А. Метафизика творчества: Искусство и религия в истории культуры России: Монография. – М., 2008.
Мозгот С.А. Лекции по истории зарубежной музыки: Учебное пособие. – Майкоп, 2008.
Киреева Н.Ю. Коммуникативные возможности хоровой театрализации: Монография. –Саратов, 2010.
Шипельский М.И. Художественная культура Византии: Уч. пособие по дисциплине «Мировая художественная культура». – Краснодар, 2011.
Шепшелева О.В. Современная отечественная хоровая музыка: выразительность звука: Монография. – Астрахань, 2012.
Майсак Н.В. Девиации в профессиях социономического типа: генезис, особенности, профилактика: Монография. – Астрахань, 2012.
Налетова И.Н. Опера как целое: системный подход: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. Кн. 1. Методология.
Приходовская Е. Хоровод земных огней. Избранное: сб. стихов 2007-2018. – Томск: Иван Фёдоров, 2019. 204 с. // Вестник Томского государственного университета. 2020 № 37. С. 281-285.
«Неизвестный Михаил Гнесин: статьи из провинциальной прессы 1910-х годов» / Сост., подготовка к публ., коммент. С.В. Аникиенко и Г.Ю. Эрцэнгель. – Краснодар: Краснодар. гос. ин-т культуры, 2020. 288 с.: научная рецензия //Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2021. №. 7.
Богомил Иоанн. Фортепиано как орфеон: В 3-х т. – М.: Мир Софии, 2019. Т. 3. Игра по внутренним нотам. 272 с. // Манускрипт. – Тамбов: Грамота. 2021. №. 6. С.1275-1277.
Научно-организационная деятельность
Организатор международных, всесоюзных и всероссийских научных конференций «Современное искусство в контексте культуры» (1994), «Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке» (1995), «Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование» (1997), «Семиотика культуры и искусства» (2007, 2008) и др.
Член жюри Всероссийского конкурса студенческих научных работ по музыкальному содержанию (Волгоград, 2018) и Международного конкурса студенческих работ «Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия» (Россия – Неаполь, 2020).
Редакторская деятельность
Член редакционных коллегий ВАКовских журналов «Теория и практика общественного развития» и «Медиамузыка».
Редактор научных изданий:
1. Современное искусство в контексте культуры: Тезисы Всерос. науч.-практич. конференции / АГК, АОИУУ, АОСК. – Астрахань, 1994.
2. Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке: Тезисы Всерос. науч.-практич. конференции / АГК, АОИУУ. – Астрахань, 1995.
3. «Музыка начинается там, где кончается слово…». – Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995. (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, П.С. Волковой, В.И. Шаховским).
4. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции / АОИУУ. – Астрахань, 1997.
5. Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы. – Иваново: Ивановс. ин-т ГПС МЧС РФ, ОАО Изд-во «Иваново» 2005-2007.
6. Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2005-2010. Вып. 1-5.
7. Семиотика культуры и искусства. – Краснодар: КУКиИ, 2007.
8. Визуальные аспекты гуманитарного знания: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. –Краснодар: КрУ МВД РФ, 2011.
9. Искусство как социокультурный проект: коллективная монография. Саратов; М.: СГК им. Л.В. Собинова, 2021. 300 с.
Педагогическая деятельность
Преподает дисциплины: «Культурология», «Социология», «Философия», «Семиотика», «Этнолингвистика» и др. Имеет класс по специальности, где готовит дипломников и аспирантов.
Подготовила к выступлениям на Всероссийских и Международных конференциях ряд студентов, чьи статьи опубликованы:
Донцов М.Д. П. Пикассо. «Кошка, поймавшая птицу»: опыт семиотического исследования // Материалы Пятой международной конференции «Семиотика культуры и искусства». – Краснодар: КГУКИ. 2007. С. 114-115.
Рожкова Е.А. Квартет № 14 ор. 131 cis-moll Л. ван Бетховена: опыт семиотического исследования Материалы Пятой международной конференции «Семиотика культуры и искусства». – Краснодар: КГУКИ. 2007. С. 126-128.
Инников С.В. Музыка в современном кинематографе // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Материалы международной науч.-практич. конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. Ч. 2.С.71-74 (в соавторстве с П.В. Прокопьевой).
Инников С.В. «Опасные связи» Ш. де Лакло: роль музыкального компонента в вариантах экранизации романа // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2009. № 4. С. 54-56.
Рожкова Е.А. «Шинель» Н. Гоголя А. Холминова в контексте «общества потребления»: опыт осмысления // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2009.Участвует в международных и всероссийских научно-практических № 4. С. 37-40.
Рожкова Е.А. «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя в аспекте зрелищных искусств // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. –Краснодар: КрУ МВД РФ, 2010. № 5. С. 216-222.
Рожкова Е.А. Музыка в аспекте визуальности (на примере «Шинели» Н.В. Гоголя) // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД РФ, 2012. Вып. 8. С. 390-395.
Просветительская деятельность
Популяризирует современную детскую музыку композиторов России: А. Блинова, Ю. Гонцова (Астрахань); Н. Шабалина (Ижевск), В. Екимовского, С. Жукова, Б. Чайковского (Москва), Г. Белова, Ю. Корнакова (С.-Петербург).
Организатор и участник постановок оперы Б. Тищенко «Краденое солнце» (Астрахань, 1997, премьерная постановка), оперы М. Бонфельда «Дикие лебеди» (Туапсе, 2005, премьерная постановка), музыкальной сказки «Репка» Г. Белова (Астрахань, 1995).
Выступила организатором концертов коллективов старинной музыки из Санкт-Петербурга «Laternа мagika» (Туапсе, 2003; Иваново, 2005) и Нижнего Новгорода «Univеrsalia in RE» (Краснодар, 2007).
Публикации о П.С. Волковой
1. Искусство как социокультурный проект / ред.-сост. П.С. Волкова // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. Презентация книжных изданий. – Саратов: Сарат. гос. конс. им. Л.В. Собинова, 2022. Т. 32. С. 92-132. http://sarcons.ru/image/tskkhi/%D1%82%D0%BE%D0%BC%2032.pdf
2. Казанцева Л.П. Полина Станиславовна Волкова // Здесь живет музыка. К 45-летию Астраханской консерватории. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2014. С. 767-771.
3. Казанцева Л.П. Волкова Полина Станиславовна // Славен вуз выпускниками. К 50-летию Астраханской государственной консерватории. Астрахань: Волга, 2019. С. 246-250.
Меню
Друзья сайта
Статистика
Статьи : 98
Просмотры материалов : 1405468