1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Научные чтения и конференции

Научные сотрудники Лаборатории постоянно участвуют в международных, всероссийских и других научных конференциях. С докладами они выступали в Москве, Санкт-Петербурге, Афинах и Салониках (Греция), Лондоне и Дареме (Великобритания), Страсбурге (Франция), Неаполе и Лукке (Италия), Белграде, Элените и Плевене (Болгария), Левене (Бельгия), Даугавпилсе (Латвия), Вильнюсе, Астрахани, Волгограде, Майкопе, Петрозаводске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Казани, Тамбове, Салавате, Саратове, Сочи, Курске, Волжском и др. городах.
Регулярными и уже традиционными стали проводимые Лабораторией в Астрахани (2007) и Волгограде (2008 – 2017) Научные чтения по проблемам музыкального содержания. В них участвуют ученые, представляющие музыкальные вузы этих городов, а также исследователи из Краснодара, Майкопа, Саратова, Красноярска и других регионов. В качестве докладчиков пробуют свои силы и студенты.

Научные сотрудники Лаборатории постоянно участвуют в международных, всероссийских и других научных конференциях. С докладами они выступали в Москве, Санкт-Петербурге, Афинах и Салониках (Греция), Лондоне и Дареме (Великобритания), Страсбурге (Франция), Неаполе и Лукке (Италия), Белграде, Элените и Плевене (Болгария), Левене (Бельгия), Даугавпилсе (Латвия), Вильнюсе, Астрахани, Волгограде, Майкопе, Петрозаводске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Казани, Тамбове, Салавате, Саратове, Сочи, Курске, Волжском и др. городах.

Регулярными и уже традиционными стали проводимые Лабораторией в Астрахани (2007) и Волгограде (2008 – 2017) Научные чтения по проблемам музыкального содержания. В них участвуют ученые, представляющие музыкальные вузы этих городов, а также исследователи из Краснодара, Майкопа, Саратова, Красноярска и других регионов. В качестве докладчиков пробуют свои силы и студенты.

Внешне напоминая привычные для любого ученого конференции, Чтения, однако, нацелены не столько на донесение информации, сколько на ее обсуждение. Вопросы, комментарии, размышления, советы, подсказки – всё то, на что далеко не всегда хватает времени на обычной конференции, – сплетаются в порой весьма продолжительную, но всегда конструктивную дискуссию, оказывающуюся генеральным «жанром» Чтений.

Еще одна особенность Чтений: здесь не только звучат академические доклады. На суд коллег выносятся результаты многолетних диссертационных исследований и планы будущих проектов. Особо дорожат все присутствующие царящей на Чтениях позитивной атмосферой неподдельной заинтересованности и искренним межличностным общением.

Начиная с 2010 г. у Чтений появился и практический аспект: научные доклады логично продолжаются презентацией и обсуждением учебных пособий по музыкальному содержанию, в которых участвуют педагоги-музыканты вузов, музыкальных и педагогических колледжей, детских музыкальных и общеобразовательных школ, детских садов.

Программы Чтений см. в Архиве.

РУССКАЯ ТЕМА В ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКЕ

27.07.2024 02:57


Программа
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«РУССКАЯ ТЕМА В ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКЕ»

18 – 19 июня 2022 года


Приветственное слово
И.о. ректора Волгоградского государственного института искусств и культуры, академика РАЕ, доктора искусствоведения, профессора кафедры истории и теории музыки Волгоградского государственного института искусств и культуры
Оксаны Игоревны Лукониной

Первое исполнение в Волгограде
Виолончельные произведения С.Э. Борткевича:
1.    Три пьесы op. 25: Романс, Гавот, Вальс;
2.    Элегия, op. 47 bis.
исполняют:
Вадим Павлов, профессор кафедры оркестрового исполнительства Волгоградского государственного института искусств и культуры и Высшего музыкального института им. В. Беллини (г. Калтаниссетта, Италия), )
партия фортепиано – Лилия Борисовна Сказкина,
преподаватель кафедры фортепиано Волгоградского государственного института искусств и культуры


Пленарное заседание
18 июня 2022 г. 10.45 – 13.30


Председатель –  доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева        

Казанцева Людмила Павловна, докт. иск., Зав. Лабораторией музыкального содержания, проф. Астраханской гос. консерватории и Волгоградского гос. института искусств и культуры, академик МАИ и РАЕ
«Музыкальная россика» как музыковедческий термин

Волкова Полина Станиславовна, докт. иск., докт. филос. наук, канд. филол. наук, проф. Краснодарского высшего военного училища им. С.М. Штеменко
Лингво-культурологические особенности русского характера on-line

Луконина Оксана Игоревна, докт. иск., доцент, проф. Волгоградского гос. института искусств и культуры, академик РАЕ
Музыка Хельмута Риттера к пьесе Вальтера Липпа «Свобода и право» (по материалам российских архивов)

Шмакова Ольга Владимировна, канд. иск, доцент, проф. Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова
Синтез симфонии и танца в зарубежных произведениях Рахманинова и Стравинского

Бегичева Ольга Викторовна, докт. иск., доцент, проф., зав. кафедрой истории и теории музыки Волгоградского гос. института искусств и культуры и Андрущак Татьяна Станиславовна, канд. иск., и.о. ректора, проректор по учебной работе, доцент, проф. Волгоградского гос. института искусств и культуры
Культурный трансфер русской баллады на примере «Тараса Бульбы» Леоша Яначека


18 июня 2022 г. 14.00 – 17.00


Председатель – доктор искусствоведения, профессор О.В. Бегичева

Смагина Елена Владимировна, докт. иск., доцент, проф., зав. отделом организации научной и творческой работы, доцент, проф. Волгоградского гос. института искусств и культуры
“Zirphile et fleur de myrte” Ш. С. Кателя – «Светлана» К. Кавоса: две оперы на один сюжет. К вопросу о русско-французских музыкальных связях

Ганзбург Григорий Израилевич, канд. иск., директор Харьковского Института музыкознания (Украина)
Петербургская поэтесса — персонаж произведений Роберта Шумана on-line

Овсянкина Галина Петровна, докт. иск., проф. Института музыки, театра и хореографии Российского гос.  педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Проза Н.В. Гоголя как творческий импульс (на примере оперы «Деревня Волчья» Го Вэньцзина) on-line

Шефова Елена Александровна, канд. иск., доцент, директор Института культуры и искусства Липецкого гос. педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
Толстовские контексты биографии С.Э. Борткевича

Дегтярёва Елизавета Сергеевна, студентка Астраханской гос. консерватории (науч. рук. – докт. иск., проф. Астраханской гос. консерватории и Волгоградского гос. института искусств Л.П. Казанцева)
Образ Черного моря в фортепианном творчестве С.Э. Борткевича

Двужильная Инесса Фёдоровна, канд. иск., доцент, преподаватель Гродненского колледжа искусств, докторант Беларусской гос. академии музыки (Беларусь)
Мечислав Вайнберг: навстречу русской культуре  on-line

У Лиян, аспирантка Института музыки, театра и хореографии Российского гос.  педагогического университета им. А.И. Герцена (науч. рук. – докт. иск., докт. философских наук, канд. филологич. наук П.С. Волкова)
Танец «Чай» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского: китайское в музыке русского композитора on-line


19 июня 2022 г. 10.00 – 12.00 

                 
Председатель – кандидат искусствоведения, доцент М.В. Сиксимова

Купец Любовь Абрамовна, канд. иск., доцент, зав. кафедрой музыки финно-угорских народов Петрозаводской гос. консерватории им.  А.К. Глазунова
Концепция «русской музыки» в постсоветской России конца 1990-х годов on-line

Колдаева Наталья Сергеевна, студентка Белорусской гос. академии музыки (науч. рук. – канд. иск., доц. Белорусской гос. академии музыки Т.В. Лихач) (Беларусь)
Сюжеты И.С. Тургенева в симфонической поэме М. Карловича «Эпизод на маскараде» ор. 14 (1909) on-line

Горная Ирина Николаевна, докт. иск., проф. Петрозаводской гос. консерватории им. А.К. Глазунова
Интерпретация русских литературных источников в финской вокальной музыке on-line

Мозгот, С.А., докт. иск., доцент, проф. Института музыки, театра и хореографии Российского гос. педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Пространственная картина мира русского человека в музыке немецких композиторов on-line

Горбунова Наталья Александровна, аспирантка Петрозаводской гос. консерватории им. А.К. Глазунова (науч. рук. – канд. иск., доцент, зав. кафедрой музыки финно-угорских народов, Петрозаводской гос. консерватории им. А.К. Глазунова Л.А. Купец)
Репрезентация русской темы в журнале «Советская музыка» сталинского периода on-line

Кротерс Галина Ивановна, PhD, преподаватель факультета искусств Королевского университета, Белфаст (Северная Ирландия)
Философия исполнительского искусства Г.Г. Нейгауза в контексте русской культуры on-line


19 июня 2022 г. 12.00 – 13.00   Дискуссия


Ведущая – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева