Шепшелева Ольга Владимировна
Общие сведения
В 1998 – 2003 гг. обучалась в Астраханской государственной консерватории по специальностям «Хоровое дирижирование» и «Музыковедение». Там же окончила аспирантуру (2007).
Кандидат искусствоведения (2008, диссертация «Звук в хорах a cappella отечественных композиторов последней трети XX века: содержательный аспект», научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева).
Дипломант II Всероссийского конкурса «Наука о музыке: Слово молодых ученых» (Москва – Казань 2006). Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2013». Лауреат (Гран-при) Международного конкурса учебных, методических и творческих работ (Красноярск 2021).
Прошла курсы повышения квалификации в «Лаборатории музыкальной семантики» при Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова (2004) и в «Уральской творческой хоровой мастерской» при Уральской государственной консерватории (2009).
Доцент кафедры «Хоровое дирижирование и академическое пение» Московского государственного института культуры.
Научная деятельность
В сфере научных интересов – современная хоровая музыка, выразительные свойства звука, взаимоотношение вербального и музыкального начал синкретического целого, театральность в хоровой музыке современных композиторов.
Опубликовала ряд научных работ, среди которых:
1. Оратория Алексея Ларина «Русские страсти»: проблемы жанра // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конференции. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 265-267.
2. Хоровая музыка Алексея Ларина: интонационный словарь // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Астрахань: Волга, 2002. С. 320-322.
3. Хор в творчестве Алексея Ларина // Дирижерское мастерство: Традиции и современность. – Астрахань, 2003. С. 46-49.
4. Музыкальный звук как феномен (на примере хора А. Ларина «Рождественское утро») // М.А. Этингер: ученый и педагог: Сб. науч. ст. – Ростов н/Д.: Фолиант, 2004. С. 108-115.
5. Хоровая музыка Алексея Ларина: к проблеме традиций и новаторства // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. С. 237-241.
6. В поисках смысла. О двух исполнениях оратории А. Ларина «Русские страсти» // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2005. С. 185-194.
7. Выразительность параметров звука в современной хоровой музыке // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «III Серебряковские чтения». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. Кн. 1. Музыковедение, философия искусства. С. 273-281.
8. Выразительность хорового тембра // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы VII Всерос. науч. конференции аспирантов, соискателей и преподавателей вузов. – Н. Новгород: Изд-во НГК, 2006. С. 297-306.
9. Микроэлементы слова в хоровой музыке современных композиторов // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы II Междунар. науч. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. С. 193-201.
10. Выразительность параметров звука в хоровой музыке современных композиторов // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст.: В 2 ч. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. Ч. 1. С. 329-337.
11. Выразительность хорового тембра // Южно-Российский музыкальный альманах – 2005. – Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2006. С. 210-224.
12. Семантика звука в хорах a cappella современных отечественных композиторов // Наука о музыке. Слово молодых ученых: Материалы II Всерос. научно-практич. конференции. – Казань: Изд-во КГК им. Н.Г. Жиганова, 2006. Вып. 2. С. 60-87.
13. Семантика параметров звука в хорах современных композиторов // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сб. науч. ст. – Ростов-н/Д.: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2006. С. 208-221.
14. Философские концепции звука в современной музыке // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 12. С. 494-499.
15. Музыкально-звуковое воплощение микроэлементов слова // Художественный текст. Автор и исполнитель: Сб. материалов Всерос. науч.-практич. конференции молодых ученых: В 2 т. – Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2007. Т. 1. С. 43-54.
16. О специфике vibrato в современной хоровой музыке // Известия им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2008. № 23 (54). С. 263-266.
17. Внутренние свойства звука: содержательный аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2008. № 26 (60). С. 309-312.
18. Музыкальное и словесное начала в «Сольфеджио» для хора // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2008. № 27 (61). С. 318-321.
19. Семантика звука в хорах современных астраханских композиторов // Культурная жизнь юга России. – Краснодар, 2008. № 2. С. 2-5.
20. Гармония искусств: о театральности в хоровой музыке современных отечественных композиторов // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 263-267.
21. Резонансы поэзии В. Хлебникова в «Осени» Э. Денисова // Творчество Велимира Хлебникова и русская литературы ХХ века: поэтика, текстология, традиции: Материалы Х Междунар. Хлебниковских чтений. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. С. 135-138 (в соавторстве с Л.П. Казанцевой).
22. Театральность в хоровых опусах современных отечественных композиторов // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 118-126.
23. Выразительность звучания современной хоровой музыки (на примере хоровых коллективов г. Астрахани) // Музыкальное образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской науч.-практич. конференции / Астрах. муз. колледж им. М.П. Мусоргского. – Астрахань, 2010. С. 166-171
24. Современные педагогические технологии освоения художественного мира музыки // Использование современных педагогических технологий как одно из условий формирования профессиональных компетенций будущих специалистов: Сб. ст. и тезисов / АГПК. – Астрахань, 2011. С. 42-45 (в соавторстве с Л.П. Казанцевой).
25. Современная отечественная хоровая музыка: выразительность звука: Монография. – Астрахань: Волга, 2012. 196 с.
26. Смысловой потенциал хорового звучания в современной музыке // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 98-102.
Принимает участие в международных и всероссийских научно-практических конференциях в Астрахани (2002 – 2004, 2006 – 2008), Волгограде (2002, 2003, 2005, 2006, 2008, 2009), Москве (2004), Уфе (2004), Ростове-на-Дону (2006), Нижнем Новгороде (2006).
Педагогическая деятельность
Читает вузовские лекционные курсы «История хоровой музыки» и «Современное хоровое исполнительство». Разработала и вела авторский лекционный курс «Современная отечественная хоровая литература».
Преподает дирижирование, чтение хоровых партитур; хоровое сольфеджио, методику и практику преподавания сольфеджио, концертно-исполнительскую (дирижерскую) практику, руководит вокальным ансамблем.
Методологию музыкального содержания применяет при написании развернутых аннотаций к произведениям, изучаемым на занятиях по специальности.
Методическая деятельность
Постоянно выступает с докладами на Областных педагогических чтениях. Для преподавателей ПЦК сделала доклад «Анализ музыкального содержания в рамках аннотаций к произведениям (2009).
Член жюри Пасхального музыкального конкурса «Искры божьего таланта» и Областного смотра-конкурса старших хоров учащихся ДМШ и ДШИ «Далекому мужеству верность храня» (2010).
Меню
Друзья сайта
Статистика
Статьи : 98
Просмотры материалов : 1397957