1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Рахимова Дильбар Абдурахмановна

PDF Печать E-mail

24 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/raximova.jpgОбщие сведения

Окончила ГМПИ им. Гнесиных по специальности «музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин» (1977) и аспирантуру Астраханской государственной консерватории (2010).
Кандидат искусствоведения (2012, диссертация «Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова», научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева). Старший преподаватель Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова.
Почетный работник культуры Республики Таджикистан (1997).


Научная деятельность

Сфера научных интересов – теория музыки, история русской музыки.

Имеет научные публикации:
1.    Некоторые вопросы методологии гармонического анализа русских народных многоголосных песен // Художественный текст: проблемы анализа и интерпретации: Тезисы науч. конференции. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 1998. С. 37-40.
2.    Традиции русской музыкальной культуры в балетном искусстве Таджикистана /к проблеме взаимодействия культур // Традиции русской художественной культуры: Межвузовский сб. науч. тр. – М. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2000. Вып. 3. С. 74-82.
3.    Особенности импровизационного мышления в «Речитативах Руми» Т. Шахиди // Камерная, камерно-ансамблевая музыка: вопросы теории, истории и педагогики: Сб. ст. – Волгоград: ВМИИ, 2001. С. 52-54.
4.    Вариации на soprano-ostinato как ведущий принцип динамического развития в симфонической поэме «Мараканда» Ф. Бахора // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры. – Волгоград – Саратов: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С.192-195.
5.     Жанровые особенности колокольных звонов в произведениях композиторов России XIX – начала ХХ века // Актуальные проблемы современной духовной культуры. Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Изд-во ВГИИПК РО, 2003. С. 25-28. (в соавторстве с Г.Ю. Самчик)
6.    Об «обертоновой гармонии» в вокально-симфонической поэме «Колокола» С. Рахманинова // Проблемы художественного творчества:  Материалы науч. чтений, посвященных Б.Л. Яворскому: Сб. ст. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 77-84.
7.    Национальные истоки «обертоновой» гармонии С. Рахманинова // Материалы Межрегион. науч.-практич. конференции «Серебряковские чтения». – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2004. Вып. 1. С. 284-297.
8.    К вопросу освоения «натуральных аккордов» обертонового ряда // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции «Серебряковские чтения». – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2004. Вып. 1. С. 276-283.
9.    Сталинградская тема в произведениях композиторов Таджикистана // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «III Серебряковские чтения». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. Кн. 1. Музыковедение. Философия искусства. С. 333-337.
10.    Этапы становления традиций ориентализма в русской музыкальной культуре XIX века (дорахманиновский период) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления, развития: Материалы II Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2007. С. 100-109.
11.    К вопросу о методологии анализа этнографического музыкального текста (на примере народно-профессиональных жанров устной традиции) Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «IV Серебряковские чтения». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. Кн. 1. Музыковедение. Философия искусства. С. 174-178.
12.    Жанровая специфика ориентализма С.В. Рахманинова: на примере русского периода творчества // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «V Серебряковские научные чтения»: В 2 кн. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. Кн. 1. Теория и история музыки. Этномузыкология. История и теория исполнительского искусства. Философия искусства. Культурология. С. 38-42.  
13.    У истоков ориентализма // С.В. Рахманинов – национальная память России: Материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции / ТГМИ им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2008. С. 108-114.
14.    Ориентальные мотивы в творчестве С.В. Рахманинова // Восток – Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 250-256.
15.    Понятие «ориентализм» в русской музыкальной культуре // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «VI Серебряковские научные чтения»: В 2 кн. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. Кн. I. Актуальные проблемы истории и теории музыкального искусства. История и теория исполнительского искусства. С. 129-134.
16.    Об ориентальных особенностях музыки С.В. Рахманинова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2008. № 32 (70). Ч. 1. Общественные и гуманитарные науки. С. 290-293.  
17.    Ориентальная лирика С.В. Рахманинова // Интегративная педагогика и психология искусства в полиэтническом регионе: Материалы IV Междунар. конференции. – Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2009. С. 158-164.
18.    Традиции «русского ориентализма» в мелодике С.В. Рахманинова // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 80-98.
19.    О некоторых чертах ориентализма в музыке С.В. Рахманинова (на примере произведений русского периода творчества) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. С. 225-228.
20.    Эстетические принципы ориентализма в музыке С.В. Рахманинова // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «VII Серебряковские научные чтения»: В 2 кн. – Волгоград: Экспо, 2010. Кн. I. Музыковедение. С. 91-97.
21.    Образные сферы ориентализма в поздних сочинениях С.В. Рахманинова // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 25-28.
22.    Статика и динамика в ориентальной музыке С.В. Рахманинова // Известия ВГПУ. Сер. «Соц.-экономич. науки и искусство». 2010. № 8 (52). С. 90-93.
23. Художественно-образные сферы ориентализма в музыке С.В. Рахманинова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. –СПб., 2011. № 270. Ч. 1. Общественные и гуманитарные науки. С. 209-215.
24.    Пути эволюции ориентализма в музыке С.В. Рахманинова // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 84-89.
25.    О семантике «своего» и «чужого» в романсе «Не пой, красавица…» С.В. Рахманинова // Фортепианная музыка: век минувший – век нынешний: Материалы Международной науч.-практич. конференции в рамках международного форума «Piano Volgograd». – Волгоград: ВИИ им. П.А. Серебрякова. ООО «Мириа», 2012. С. 64-68.
26.    Ладогармонические особенности «Русского Востока» в произведениях композиторов РоссииXIX века // Неделя науки: Материалы конференции «Серебряковские чтения». Сб. науч. ст. – Волгоград: ВИИ им. П.А. Серебрякова. ООО «Мириа», 2013. С. 102-108.
27.    С.В. Рахманинов и русский музыкальный ориентализм // С.В. Рахманинов и мировая культура: Тезисы V международной науч.-практич. конференции. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013. С. 50-52.
28.    Взгляд на ориентализм С.В. Рахманинова // Наследие Рахманинова в культурном универсуме: сб. статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 167-172.

29.    «Персидские мотивы» в европейской художественной культуре XIX века // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 143-147.

Выступает на конференциях: в Волгограде (1998, 2000, 2002 – 2004, 2006 – 2012), Санкт-Петербурге (2011, 2013), Саратове (2003), Астрахани (2007, 2010), Тамбове (2008, 2013).

Руководит подготовкой студенческих докладов на внутривузовских и межвузовских научных студенческих конференциях, заседаниях научного студенческого общества.

Педагогическая деятельность

Преподает дисциплины музыкально-теоретического цикла: гармонию, сольфеджио, методику преподавания сольфеджио и ритмики. Анализ гармонического языка и музыкально-этнографического текста проводит в ракурсе музыкального содержания.
В классе по специальности подготовила дипломные работы:
1.    Самчик Г.Ю. Стилистические особенности русских колокольных звонов в вокально-симфонической поэме «Колокола» С.В. Рахманинова. Волгоград, 2003.
2.    Майорова Н.В. Функции доминантового лада в произведениях С.В. Рахманинова русского периода творчества. Волгоград, 2005.
3.    Михайлова О.С. Мотивы «русской старины» и «апокалипсиса» в симфонических произведениях А.К. Лядова последнего периода творчества. Волгоград, 2008.

Методическая деятельность

Осуществляет методическое руководство в среднем звене музыкально-образовательного цикла, в ДМШ и дошкольных учреждениях.
Рецензирует методические работы педагогов, в частности: «Наглядные пособия по элементарной теории музыки для преподавателей и учащихся ДМШ» Т.Н. Голубевой (Волгоград, 2001); методическое пособие по сольфеджио Ю.М. Шалагиновой (Калач-на-Дону, 2005), рабочую программу учебной дисциплины «Музыка и ритмика» по специальности 050705 «Специальное дошкольное образование» Н.Ф. Михайловой (Волгоград, 2010).

Просветительская деятельность

Выступает с лекциями («Россия – Восток: взаимодействие культур» на IV межрегиональном форуме «Мир и согласие на перекрёстке цивилизаций», 2004) и в лекциях-концертах (посвященная 130-летию С.В. Рахманинова, 2003). Провела цикл лекций в «Татарском культурном центре» (2001).


Информация о Д.А. Рахимовой содержится в издании: Волгоградский муниципальный институт искусств им. П.А. Серебрякова 1917 – 2007: К юбилею учебного заведения – 90. Кафедра истории и теории музыки. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2008. С. 26-27.

Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 91
Просмотры материалов : 421527