Васирук Ирина Ивановна
Общие сведения
Окончила Петрозаводский филиал Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова как музыковед (1991) и аспирантуру при Астраханской государственной консерватории (2007).
Кандидат искусствоведения (2008, диссертация «Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов последней трети XX века», научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева), доцент кафедры теории и истории музыки Самарского государственного института культуры.
Преподаватель Царицынского православного университета Переподобного Сергия Радонежского.
Член Общества теории музыки и Всероссийского философского общества.
Лауреат конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов (Фонд развития отечественного образования, 2012). Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2013». Награждена Почётной Грамотой Комитета по делам культуры Администрации Волгограда (2011) и Волгоградской области (2016).
Научная деятельность
Сфера научных интересов: художественно-содержательные и композиционные особенности фуг современных композиторов и других полифонических жанров и форм, взаимодействие искусств, творческий процесс, творчество современных отечественных композиторов, отражение в музыке христианских образов и религиозной тематики.
Публикует научные работы. Среди них:
а) книги
1. Современная фуга: содержательные аспекты: Монография. – Волгоград: ИП Магарина О.Г., 2011. 234 с.
2. Полифонические циклы XX века: Учебное пособие. – Волгоград: ИП Магарин О.Г., 2012. 190 с.
3. Зарубежная музыка о России (музыкальная россика): кол. монография. – СПб: Союз художников, 2023. 324 с. (авторс. доля 0.75 п.л.).
б) статьи
1. Шесть стихотворений Марины Цветаевой» Д.Д. Шостаковича (к проблеме претворения 12-звучного ряда) // Совершенствование структуры и перспективы развития многоуровневого образования в сфере культуры и искусства: Материалы и тезисы докладов науч.-практич. конференции. – Волгоград: Перемена, 1996. С. 45-47.
2. Passus duriusculus: к проблеме знака в музыкальном искусстве // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Междунар. науч. конгресса. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. Т. 1. С. 355-357.
3. Passus duriusculus в аспекте музыкального содержания // Музыкальное творчество на рубеже III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конференции. – Астрахань: АГК, 2001. С. 18-20.
4. Ассоциативность как фактор музыкального содержания // Вестник Волгоградского государственного института искусств и культуры. – Волгоград, 2001. Вып. 1. С. 10-14.
5. О взаимоотношениях прелюдии и фуги в полифоническом цикле (на примере «24-х прелюдий и фуг» И. Ельчевой) // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конференции. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 342-347.
6. Фуги А. Глазунова как отражение художественного мира композитора // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы Междунар. науч. конгресса. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Т. 1. С. 316-320.
7. Содержательные аспекты фуги (на примере произведений П. Чайковского и А. Глазунова) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. С. 169-173.
8. Следуя за Бахом, или хорошо темперированный баян // Музыкальное образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Тезисы докл. Российской науч.-практич. конференции / Астрах. муз. колледж им. М.П. Мусоргского. – Астрахань, 2005. С. 88-92.
9. Полистилистика в полифонических циклах отечественных композиторов конца XX века // Материалы III Междунар. науч. конференции «Серебряковские чтения». – Волгоград, 2006. Кн. III История и теория музыки. История и теория исполнительства. Методика и практика профессионального музыкального образования. С. 10-14.
10. Стилевые особенности инструментальных фуг Моцарта // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы II Междунар. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. С. 520-526.
11. Хорал «Es ist genug» в музыкальном искусстве XX века: к вопросу расширения фонда мигрирующих интонационных формул // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы II Междунар. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. С. 69-76.
12. «Des Wohltemperierte Klavier» И.С. Баха как пример тонального решения современных полифонических циклов // Музыкальное искусство и наука в современном мире: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции студентов и аспирантов. – Астрахань – Ростов н/Д.: Фолиант, 2006. С. 19-26.
13. Художественно-содержательные особенности современной фуги (на примере малых полифонических циклов отечественных композиторов второй половины XX века) // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. Ч. 1. С. 311-321.
14. Прелюдия и фуга h-moll Д. Шостаковича: опыт семантического анализа // Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2007. С. 288-293.
15. Некоторые размышления о фортепианном цикле А. Флярковского «24 прелюдии и фуги» // Музыкальное образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы докл. Российской науч.-практич. конференции / Астрах. муз. колледж. – Астрахань, 2007. С. 73-77.
16. Семантическая функция монограммы в фугах отечественных композиторов последней трети XX века // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы II Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2007. С. 45-57.
17. Курс полифонии в условиях 3-ступенчатой системы образования: методический аспект // Вестник Волгоградского государственного института искусств и культуры. – Волгоград, 2008. Вып. 6. С. 203-207.
18. Монограммы-шифры в фугах отечественных композиторов последней трети XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2008. № 24 (55). С. 41-44.
19. Содержательные аспекты цитирования в фугах отечественных композиторов последней трети XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2008. № 26 (60). С. 65-68.
20. Художественно-содержательные особенности больших полифонических циклов XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2008. № 27 (61). С. 57-60.
21. Типология тем в современных фугах // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 99-118.
22. Статический и динамический принципы в драматургии современных инструментальных фуг // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сб. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 12-20.
23. Музыкальные образы в фугах современных отечественных композиторов // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Сб. ст. по материалам Междунар. науч. конференции. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 151-155.
24. Шестое Слово Спасителя на Кресте в музыкальной культуре XX века // Образовательное пространство как фактор единения светской и православной культуры: Материалы I Межвуз. науч.-практич. конференции. – М.: Глобус, 2009. С. 102-108.
25. Современные полифонические циклы: к вопросу о проявлении национального и интернационального // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Материалы V Междунар. конференции. – Майкоп: ИП Магарина О.Г., 2010. С. 158-165.
26. Фуга в современной абстрактной живописи // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции («Прометей»-2010). – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2010. С. 255-260.
27. Интонационные модели в темах фуг современных отечественных композиторов // Композиторская техника как знак: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения Ю.Г. Кона / ПГК им. А.К. Глазунова. – Петрозаводск, 2010. С. 184-194.
28. Некоторые особенности джазовых инструментальных фуг // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 40-43.
29. Баховская ладотональная модель полифонического цикла: готовый стереотип или импульс к творческому поиску? // Процессы музыкального творчества. Вып. 11: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 2010. Вып. 178. С. 177-194.
30. Цветаева в музыке Шостаковича: художник и личность // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Сб. материалов Междунар. науч.-практич. конференции. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. С. 114-124.
31. Шестое слово Спасителя на Кресте в музыкальном искусстве XX века // Христианские образы в искусстве / РАМ им. Гнесиных: Сб. тр. Вып. 181 (3). – М., 2011. С. 43-54.
32. Поэзия Архилоха в полифоническом цикле В. Королевского // Проблемы художественного творчества: Всерос. науч. чтения, посвящённые Б.Л. Яворскому. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2011. С. 144-152.
33. Фуга в кинематографе: формы существования // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции («Прометей»-2012). – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2012. С. 100-105.
34. Возвращение из «небытия»: о первом полифоническом цикле ХХ века // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 90-100.
35. Христианские образы в старинных российских колыбельных песнях // Христианские образы в искусстве: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 2012. Вып. 183 (4). С. 48-62.
36. Интеграция искусств в свете идей А.Н. Скрябина (о юбилейной конференции «Прометей – 2012» в Казани) // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Материалы VII Междунар. науч.-практич. конференции. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. С. 22-30.
37. Интерпретация фуги в живописи XX – начала XXI веков // Диалоги об искусстве: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции «Диалоги об искусстве» / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2012. С. 109-120.
38. Джазовая фуга как симбиоз джаза и музыки академической традиции // Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы I Междунар. науч.-практич. конференции. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 54-62.
39. Хореографическая фуга как синтез музыки и танца // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «От синтезии к синтезу искусств». – Казань: Бриг, 2015. С. 173-179.
40. Особенности воплощения христианских образов в колыбельных песнях // Образовательное пространство как фактор единения светской и православной культуры: Материалы Межвуз. науч.-практич. конференции. – Волгоград: ЦПУ, 2013. С.18-31.
41. Организация образовательного процесса в детской школе искусств на основе взаимодействия, интеграции и синтеза искусств // Детская школа искусств в условиях модернизации российского образования: проблемы, поиски, решения»: Сб. ст. по материалам I Всерос. науч.-практич. конференции «Балакиревские чтения в Казани». – Казань: Управление образования г. Казани, 2017. С. 32-36.
42. Личностно-ориентированный подход в музыкальном образовании: ракоходный ракурс проблемы // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном контексте: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции / ред.-сост. С.Ю. Пальгов; Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова. – Волгоград: МИРИА, 2018. Ч. 3. Актуальные вопросы развития исполнительского искусства и методики преподавания исполнительских дисциплин. С. 9-14.
43. Онтология фуги: к постановке проблемы // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры: Материалы VI Междунар. науч.-практич. конференции. – Самара: СГИК, 2019. С 43-47.
44. Полифоническая кода, или Прелюдии и фуги в 24-х тональностях Арнольда Бренинга // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. Вып. 2 (8). С. 80-87.
45. Система непрерывного художественного образования на современном этапе: некоторые проблемы и пути решения // Инновационная траектория методического сопровождения системы художественного образования Самарской области в контексте стратегии государственной культурной политики: Материалы Межрегион. науч.-практич. конференции образовательных учреждений сферы искусства и культуры. – Самара: Агентство социокультурных технологий, АНО «Издательство СНЦ» 2020. С. 58-63.
46. Фуга в живописи как объект визуальной музыки // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры: материалы VII Междунар. науч.-практич. конференции, Самара, 13 апреля 2021 г./ Самарский государственный институт культуры; ред. А.В. Лазанчина. – Самара, 2021. С. 108-115.
47 Синестетический механизм художественной интерпретации фуги // Проблемы художественного творчества: к 150-летию со дня рождения А.Н. Скрябина: сб. ст. по материалам Междунар. науч. чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (24-26 ноября 2021 г.). – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2022. С. 225-233.
48. Творческий коллектив в жизни ребенка: к проблеме развития навыков коммуникативности // Нравственно-эстетическое воспитание и профессиональное развитие в музыкальном образовании детей и молодёжи. Межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая 25-летию присвоения ДМШ № 10 г.о. Самара имени Д.Б. Кабалевского (2022, Самара) / ред.-сост. А.В. Лазанчина. – Самара: Издательство «Инсома-пресс», 2022. – С.124-130.
49. «Берёзовый клавир» Ирины Алавердовой как живописное звучание «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. Научный журнал. 2023. № 1 (19). С. 8-16.
Участвует в международных и всероссийских научно-практических конференциях и конгрессах в Волгограде (2000, 2002 – 2004, 2005 – 2008, 2010 – 2013, 2017, 2018), Астрахани (2001, 2005 – 2009), Саратове (2009, 2010, 2019, 2021), Москве (2010, 2018), Петрозаводске (2010), Казани (2010, 2012), Самаре (2012, 2019, 2021, 2023), Санкт-Петербурге (2023), а также внутривузовских конференциях (Волгоград 1996 – 2011).
Педагогическая деятельность
Результаты научных исследований активно внедряются в курс полифонии, где, в частности, делается акцент на содержательном аспекте полифонических форм разных исторических формаций; бóльшее количество часов отводится полифоническим циклам композиторов XX – начала XXI веков.
Читает лекционные курсы, проводит практические и семинарские занятия по предметам «Полифония», «Гармония», «Сольфеджио», «История русской музыки», «Семинары по современной музыке», «Элементарная теория музыки».
Руководила дипломными работами студентов:
1. Пахмутов В. «Во дни брани» П. Чеснокова: к проблеме цикла. – Волгоград, 2015.
2. Ким. А. Некоторые особенности гармонизации изменяемых песнопений А.Д. Кастальского. – Волгоград, 2015.
Методическая деятельность
Является автором рецензий на рабочую программу по полифонии ст. преподавателя Царицынского Православного университета им. С. Радонежского Н.В. Ворониной (2005), рабочие программы курса «Полифония» по специальности «Инструментальное исполнительство» (фортепиано и оркестровые народные инструменты) преподавателя Астраханской государственной консерватории Я.А. Шаргановой (2007), работы преподавателей Камышинского колледжа искусств» И.В. Боевой (практическое руководство «Шпаргалка по гармонии») и Г.Б. Перепечиной (учебное пособие «Тесты по гармонии») (2010).
Опубликовала учебно-методические работы:
1. Контрольные задания по гармонии. Методические указания для студентов-заочников (специальность 071301 «Народное художественное творчество»). – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. 43 с.
2. Полифония. Учебно-методический комплекс по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство». – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. 35 с.
3. Полифония. Методические указания для студентов-заочников (специальность 070101 «Инструментальное исполнительство»). – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. 28 с.
4. Полифония. Учебно-методический комплекс по специальности 070105 «Дирижирование». – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. 34 с.
5. Полифонические циклы XX века. Учебное пособие по курсу «Полифония». – Волгоград: ИП «Магарин О.Г.», 2012. 190 с.
Просветительская деятельность
Принимает активное участие в творческой жизни города. В 2009 г. провела программу Волгоградского академического симфонического оркестра (концерт популярной музыки в ДК г. Новоаннинска); в 2010 – тематические и сольные концерты солистов театра «Царицынская опера»: «Я помню чудное мгновенье» (Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького), концерта солистки театра Ольги Сабировой «Бесценное души волненье…», концерта молодых солистов театра, концерта солистов-вокалистов и струнной группы оркестра театра «И вечно музыка звучит»; в 2011 - тематический концерт «И чувства добрые я лирой пробуждал», концерт камерно-вокальной музыки волгоградских композиторов (театр «Царицынская опера»); в 2012 – концерт «Лучшие из лучших», заключительный концерт оперного фестиваля «Оперный альянс» (театр «Царицынская опера») и мн. др.
Меню
Друзья сайта
Статистика
Статьи : 98
Просмотры материалов : 1384932