1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Севастьянова Светлана Степановна

PDF Печать E-mail

27Общие сведения

Окончила Астраханскую государственную консерваторию (1983) как музыковед и аспирантуру там же (2003).
Кандидат искусствоведения (2004, диссертация «Проблема синтеза искусств в экранном музыкальном театре», научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева).
Преподаватель теоретического отделения Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории.Обладатель музыкальной премии им. Артура Каппа (Администрация Астраханской области, 2012).
Награждена дипломом победителя І этапа областного смотра-конкурса учебно-исторических пособий среди ССУЗов.

Научная деятельность

Сфера научных интересов: синтез искусств в произведениях экранного музыкального театра, эстетика киномузыки, музыкальное краеведение.

Имеет научные публикации, среди которых статьи:
1.    Видеоклип как новый жанр музыкального видеотеатра // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Астрахань: Волга, 2002. С. 187-199.
2.    Музыкальный театр Чайковского на современном экране // П.И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. – М.: Изд-во 000 «Интерграф Сервис», 2003. Вып. 2. С. 209-213.
3.    К проблеме жанров экранного музыкального театра // Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность: Сб. ст. – Ростов н/Д.: Фолиант, 2004. С. 72-83.
4.    Пересечение параллельных: к вопросу о синтетической природе творчества В. Хлебникова // Гуманитарные исследования. 2005. № 2 (14). С. 78-85.
5.    Проблемы семиотики в произведениях экранного музыкального театра // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. Ч. 1. С. 409-419.
6.    А.И. Блинов – композитор-поэт // Музыкальная летопись регионов: Сб. материалов Междунар. науч.-практич. конференции. – Майкоп: Аякс, 2007. С. 78-83.
7.    Старинная опера на экране: методические комментарии к видеоматериалам // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: Сб. ст. по материалам науч. конференции. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2007. С. 215-224.
8.    Стравинский и экран // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 146-152.
9.    Шостакович и экран // Проблемы оптимизации профессионального музыкального образования: Сб. материалов межрегион. науч.-практич. конференции. – Н. Новгород: Полиграф. участок АНО «МУК НГПУ» 2008. С. 188-195.
10.    Под знаком Пркфв // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 146-152.
11.    По следам «Детского альбома» П.И. Чайковского // Музыкальное образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской науч.-практич. конференции / Астрах. муз. колледж им. М.П. Мусоргского. – Астрахань, 2008. С. 45-54.
12.    Музыкальная мультипликация: опера и балет // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 2 (3). С. 222-232.
13.    Мультипликационная опера как старый и новый жанр // Музыкальное искусство: История и современность: Сб. науч. ст. к 40-летию АГК. – Астрахань: Изд-во  АИПКП, 2009. С. 103-109.
14.    Дорогу молодым // Камертон. Вестник Астраханской государственной консерватории. 2009. Вып. 7. С. 26-27.
15.    Московские впечатления // там же. С. 57-59.
16.    А.И. Блинов – композитор-поэт // там же. С. 117-119.
17.    Музыкально-биографический фильм // Музыкальное образование в XXI веке:      история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской науч.-практич. конференции / Астрах. муз. колледж им. М.П. Мусоргского. – Астрахань, 2010. С. 77-80.
18.    Волгоград 2010: взгляд музыковеда // Вестник Волгоградского государственного института искусств и культуры. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. Вып. 3. С. 63-67.
19.    Некоторые проблемы жанра музыкально-библиографического фильма // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 53-55.
20.    Проблема синтеза искусств в экранном музыкальном театре // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции («Прометей»-2010). – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2010. С. 76-81.
21.    Мультипликационная опера // Исполнительское искусство и музыковедение: параллели и взаимодействия: Сб. ст. по материалам междунар. науч. конференции. – М.: Человек, 2010. С. 304-317.
22.    Акира Куросава. Диалоги звуковых партитур // Камертон. Вестник Астраханской государственной консерватории. 2010. Вып. 8. С. 37-39.
23.    Волгоград 2010: взгляд музыковеда // Там же. С. 41-43.
24.    Чехов и музыка (комментарий к интегрированному уроку) // Там же. С.49-50.
25.    Россия и Польша: долг памяти и право забвения: Московские впечатления – 2 // Там же. С. 50-53.
26.    Театральные вечера // Там же. С. 59-61.
27.    Воспоминания о Швеции // Там же. С. 63-70.
28.    А. Куросава: диалоги звуковых партитур // Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры (к 100-летию со дня рождения): Материалы междунар. науч. конференции. – М., 2010. С. 65-73.
29.    Поэтика музыкального текста в фильмах А. Куросавы // Поэтика музыкального произведения: новые научные направления: Сб. науч. статей. – Астрахань, 2011. С. 240-250.
30.    Галеевские чтения // Камертон. Вестник Астраханской государственной консерватории. 2010. Вып. 9. С. 34-36.
31.    Музыкальный юбилей // Камертон. Вестник Астраханской государственной консерватории. 2010. Вып. 9. С. 61-64.
32.    Опера Шостаковича «Катерина Измайлова» на экране. Художественные параллели // Изучая мир Дмитрия Шостаковича: Сб. статей. – СПб: Изд-во «Союз художников», 2011. С. 186-193.
33.    Воспоминания о Швеции // Камертон. Вестник Астраханской государственной консерватории. 2011. Вып. 10. С. 55-59.
34.    Увидеть Париж // Камертон. Вестник Астраханской государственной консерватории. 2011. Вып. 10. С. 60-64.
35.    «Картинки с выставки» Мусоргского на экране // Культура и искусство. 2011. № 5. С. 65-75.
36.    Экранные прочтения «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского (методические комментарии видеокурса) // Педагогика музыкального образования. Проблемы и перспективы развития. Ш Междунар. науч.-практич. очно-заоч. конференция 19-20 апреля 2011 года. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2011. С. 223-230.
37.    Колыбельные мира (методические рекомендации к использованию видеоматериалов) // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тезисы VIII Междунар. науч.-практич. конференции 27 января 2012 г. – Тамбов: Тамбовский музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, 2012. С. 104-106.
38.    Музыкально-биографический фильм: проблемы жанра // Культура и искусство. 2012.  № 1. С. 88-96.
39.    Кульминация в произведениях экранного музыкального театра // Культура и искусство. 2012.  № 2. С. 102-110.
40.    В поисках прекрасного. Проблема эстетического критерия «Дракулы» // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции («Прометей»-2012). – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2012. С. 184-189.
41.    Параллельные миры «Сонаты» // «Израиль – 21 век»: электронный интернет-журнал. 2012. № 3 (33). http://www.21israel-music.com/Film_Sonata1.htm.
42.    Музыкально-биографический фильм: от художественного формата к мультипликации // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 151-167.
43.    Экранные прочтения «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского (комментарии видеокурса) // Музыка в системе общегуманитарного знания: Материалы междунар. науч.-практич. конференций VIII и XIX «Серебряковские чтения». – Волгоград: ВИИ им. П.А. Серебрякова; ООО «Мириа», 2012. Ч. 1. С. 94-104.
44.    Проблемное пространство генетики в произведениях искусства //  Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействие: Сб. науч. статей. – Астрахань: Изд-во АИПКиП, 2012. С. 53-64.

45.    Новый герой мюзикла // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры: Сб. науч. статей. – Астрахань: Изд-во АИПКиП, 2012. С. 79-87.
46.    Сказки старого пианино (Жанр музыкально-биографического фильма в мультипликации) // «Израиль – 21 век»: электронный интернет-журнал. 2012. № 35 http://www.21israel-music.com/Muzykalnue_filmy.htm
47.    Музыка С.С. Прокофьева на экране // Культура и искусство. 2012. № 6 (12). С. 61-70.

48.    Соната Прокофьева на экране // Фортепианная музыка: век минувший – век нынешний: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Волгоград: ВИИ им. П.А. Серебрякова, 2012. С. 68-77.
49.    Время и пространство в экранном музыкальном театре // Философия и культура. 2013. № 2. С. 197-209.  
50.    Дракула в мюзикле – закономерный этап развития вампирной субкультуры Философия и культура. 2013. № 3. С. 382-392.

51.    В мире басен // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2013. С. 236-246.

52.    Партитура музыкально-биографического фильма // Закадровое искусство: История и теория киномузыки: Материалы Междунар. науч. конференции. – М.: НИЦ «Московская консерватория», 2014. С. 175-186.
53.    Мультипликационный концерт // Музыка в пространстве медиакультуры: Сб. статей по материалам Междунар. науч.-практич. конференции – Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2014. С. 44-53.
54.    Александр Иванович Блинов // Здесь живет музыка. К 45-летию Астраханской консерватории. – Астрахань, 2014. С. 680-686.
55.    Фуга как диагноз // Камертон. Вестник Астраханской государственной консерватории. 2014. Вып. 13. С. 32-34.
56.    Музыкальный бестселлер // Камертон. Вестник Астраханской государственной консерватории. 2014. Вып. 13. С. 35-37.

57.    Музыка Прокофьева в кинематографе // Музыкальное искусство и наука в современном мире: Сб. ст. – Астрахань: АИПКП, 2015. С. 155-162.

Выступает на международных и других научных конференциях, в том числе с докладами: «К проблеме использования видеоматериалов на занятиях в общеобразовательной школе» (Москва, 1999); «Видеоклип как новый жанр музыкального видеотеатра» (Астрахань, 2002); «Пересечение параллельных: к вопросу о синтетической природе творчества В. Хлебникова» и «Проблемы семиотики в произведениях экранного музыкального театра» (Астрахань, 2006); «Гершвин «Rapsody in blue»: к вопросу об эволюции жанра», «А.И. Блинов – композитор-поэт», «Старинная опера на экране: методические комментарии к видеоматериалам», «Шостакович и кинематограф», «Музыкальная классика в экранном жанре мультипликационного концерта» (Астрахань, 2007); «Формы научной работы студентов исполнительских и теоретических отделений Астраханского музыкального колледжа», «Развитие новых технологий и проблемы музыкального образования и воспитания среднего звена», «По следам «Детского альбома» П.И. Чайковского», «Под знаком Пркфв», «Стравинский и экран» (Астрахань, 2008); «К проблеме музыкального решения видеоклипа», «Мультипликационный мюзикл», «Польский эпизод Астраханского краеведения» (Москва, 2009); «Музыкально-биографический фильм» (Астрахань, 2010), «Некоторые проблемы музыкально-биографического фильма» (Волгоград, 2010), «Проблема синтеза искусств в экранном музыкальном театре» (Казань, 2010), «Соната Прокофьева на экране» (Волгоград, 2012), «Партитура музыкально-биографического фильма» (Москва, 2012), «Проблемное пространство генетики в произведениях искусства» (Астрахань, 2012), «В мире басен» (Астрахань, 2013).

Автор рецензий и отзывов на научные работы, в том числе авторефераты кандидатских диссертаций Н.Г. Драч «Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины ХХ века» (Саратов, 2006), В.Р. Ганеева «Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса» (Саратов, 2006), В.О. Петрова «Фортепианный дуэт ХХ века: вопросы истории и теории жанра» (Саратов, 2006), Ю.В. Шелудяковой «Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко» (Саратов, 2006), О.В. Шепшелевой «Звук в хорах a cappella отечественных композиторов последней трети ХХ века: содержательный аспект» (СПб, 2006), Сюй Бо «Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже ХХ – ХХI веков» (Ростов-на-Дону, 2011), О.В. Стець «Хоровой концерт российских композиторов второй половины ХХ–начала ХХI века. Метаморфозы жанра и его типология» (Саратов, 2012), Н.В. Климовой «Свет как духовная парадигма творчества композитора Александра Изосимова» (Саратов, 2013), М.И. Гитис «Структурные особенности звукового решения фильмов в жанре кинокомедии» (СПб., 2013), Ю.Г. Цицишвили «Музыка как драматургический фактор в киноинтерпретациях романов Ф.М. Достоевского» (Р/Д, 2013), а также на учебно-методические работы (рабочие программы «Методика преподавания музыки» по специальности «Начальная школа» преподавателя Астраханского социально-педагогического колледжа Л.А. Трубецкой и «Методика музыкального развития» по специальности «коррекционная ритмика – воспитатели» преподавателя Астраханского социально-педагогического колледжа М.М. Рулевой).

Педагогическая деятельность

Преподает музыкальную литературу, чтение симфонических партитур, педагогическую и лекторскую практики.
Разработала и ведет в консерватории и колледже «Видеокурс музыкального театра», в основу которого положены идеи диссертации. Совместно с преподавателями иностранного языка, литературы и ритмики проводит интегрированные открытые уроки в музыкальном колледже: «Музыка М.И. Глинки и П.И. Чайковского на экране» и «Из истории мюзикла» (2007), «Звезды оперной сцены» и «Звезды современной эстрады» (2008), «Иоганн Штраус – король вальсов» и «Ливерпульская четверка»: Из истории «The Beatles» (2009), «Чехов в музыке» (2010).

Студент Астраханского музыкального колледжа Карен Гюрджян за работу «В начале сезона» удостоен звания Лауреата Всероссийского конкурса «Молодой рецензент-2021» (Астрахань); студентка Олеся Казарина за работу «Интервью: Знакомьтесь! Леонид Бутаков…» – Дипломанта II степени Всероссийского конкурса «Молодой рецензент-2021» (Астрахань).


Методическая деятельность

Член жюри городских олимпиад по музыкально-теоретическим дисциплинам. Разрабатывает и составляет задания для олимпиад по теории музыки. Куратор в ДШИ № 8 г.  Камызяк и в ДМШ № 4 г. Астрахани, член экзаменационной комиссии по теории музыки в этих же школах.

Просветительская деятельность

Постоянно выступает с лекциями в Центральной детской библиотеке («Танец от старины до современности», 2009), Педагогическом колледже («Русский оперный гений – Федор Шаляпин», 2007; «Под музыку Вивальди», 2009), Автодорожном колледже («Образы птиц в музыке», «Элвис Пресли – король рок-н-ролла», 2010), ДМШ и ДШИ г. Астрахани и области («Мультипликационная опера», «Мультипликационный балет», «“Детский альбом” П.И. Чайковского», 2007; «Мультипликационный мюзикл», «Музыкальный видеоклип», «Киномузыка Д. Шостаковича», 2008; «Творческий портрет Валерия Гаврилина», «Творческий портрет Альфреда Шнитке», 2010) и на других площадках.
Печатается в областной газете «Волга» и журнале Астраханской консерватории «Камертон».

Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 98
Просмотры материалов : 1385201