1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Осадчая Ольга Юрьевна

PDF Печать E-mail

23Общие сведения

Окончила музыковедческий факультет Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (квалификация – преподаватель, исследователь, критик, 1992) и аспирантуру Волгоградского государственного университета (2002).
Кандидат философских наук (2002, диссертация «Мифология музыкального тек-ста», научный руководитель – доктор философских наук, профессор Н.В. Омельченко), доцент.

Научная деятельность

Сфера научных интересов: философия и мифология музыки; музыкальная тексто-логия и герменевтика; музыкальное содержание в контексте культуры; онтология, эстети-ка и психология творчества, феномен креативности; смысловое пространство музыкаль-ной культуры постмодерна, мифологические коды в музыке ХХ – ХХI вв.

Имеет публикации, среди которых:
1.    Архетипическая модель мегамашины и реформаторские тенденции оперного театра эпохи Просвещения // Проблемы развития художественного мышления: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград: Комитет по печати и информации, 1998. Вып. 2. С. 124-132.
2.    Пятая симфония Г. Канчели в контексте культурных исканий конца ХХ века (К про-блеме мифа в искусстве) // Художественный текст: Проблемы анализа и интерпрета-ции: Тезисы науч. конференции. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 1998. С. 66-70.
3.    Музыка как миф: опыт феноменологического и семиотического обоснования // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Междунар. науч. кон-гресса: В 2 т. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. Т. 2. С. 61-64.
4.    Отражение мифологических структур в художественном тексте культуры (На примере оперы Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода») // Человек в современных философ-ских концепциях: Материалы II Междунар. науч. конференции: В 2 ч. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. Ч. 1. С. 242-246.
5.    «Между иллюзией и реальностью»: музыкальный экспрессионизм М.П. Мусоргского на примере вокального творчества // Акме. Альманах: Межвуз. сб. – Саратов, 2001. Вып. 2. С.101-108.
6.     «Мифология музыки» А.Ф. Лосева // Русская музыка в контексте мировой художест-венной культуры: Материалы науч. конференции в рамках III Междунар. конкурса мо-лодых пианистов им. П.А. Серебрякова. – Волгоград, Саратов: ВМИИ им. П.А. Сереб-рякова, СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 242-249.
7.    Основные парадигмы в исследовании взаимосвязи мифа и музыки // Музыкальное ис-кусство и проблемы современного гуманитарного мышления: Материалы Межвуз. на-уч.-практич. конференции «Серебряковские чтения». – Ростов н/Д.: РГК им. С.В. Рах-манинова, 2004. Кн. 1. С. 34-47.
8.    Мифология музыкального текста: Монография. − Волгоград: Издатель, 2005. 208 с.
9.    «Мифология музыкального текста» // Миф. Музыка. Обряд: Сб. ст. – М.: Композитор, 2007. С. 11-25.
10.    Мифологический структурный код: опыт музыкальной визуализации // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2008. Вып. 15. С. 98-105.
11.    Кристаллические структуры в музыке композиторов первой половины ХХ века: опыт структурного анализа // Человек в перспективах цивилизационного развития. – Сара-тов: Изд. дом «МарК», 2009. С. 201-211.
12.    «Четыре ритмических этюда» О. Мессиана: к проблеме музыкальной кристаллографии // Израиль XXI век. 2009. № 17, август (эл. журнал) / http://www.21israel-music.com/Messiaen.htm.
13.    Sacral Space in Requiem by Igor Vorobyov // Principles of Music Composing: Sacral Music. – Vilnius: Lithuanian Academy of Music and Theatre, Lithuanian Composers`Union. – 2010. – P. 50-56.
14.     И. Воробьев. Реквием: Аннотация к CD. – СПб.: Композитор, 2011.
15.    Диалог «барокко – авангард» в музыкальном тематизме «Страстей по Луке» Кш. Пен-дерецкого // Христианские образы в искусстве / РАМ им. Гнесиных: Сб. тр. – М., 2011. Вып. 181 (3). С. 200-216.
16.    Сталин и Сталинград: к проблеме воплощения «советского мифа» в художественном пространстве города-героя // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. мате-риалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 120-136.
17.    Сталинград как воплощение главного мифа тоталитарной культуры  // Музыка в сис-теме общегуманитарного знания: Материалы междунар. науч.-практич. конференций VIII и XIX «Серебряковские чтения». – Волгоград: ВИИ им. П.А. Серебрякова; ООО «Мириа», 2012. Ч. 1. С. 105-122.

Выступает на международных и других научных конференциях, в том числе с докладами: «Мифология музыки» А.Ф. Лосева (Волгоград, 2002); «Мифология музыкаль-ного текста» (Москва, 2003); «Основные парадигмы в исследовании взаимосвязи мифа и музыки» (Волгоград, 2003); Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки: опыт интертексту-ального анализа» (Волгоград, 2004); «Между иллюзией и реальностью: музыкальный экс-прессионизм М.П. Мусоргского на примере вокального творчества» (Волгоград, 2009), «Стилевые взаимодействия в музыкальном тексте “Страстей по Луке” Кш. Пендерецкого: к проблеме диалога культур» (Москва, 2009); «Миф машины и русский музыкальный авангард» (Москва, 2010); «Sacral Spase in Igor Vorobyev’s “Requiem” (Вильнюс, 2010); «Ландшафты инобытия в “Реквиеме” Игоря Воробьева: опыт визуализации» (Москва, 2010); «Сакральное пространство в “Реквиеме” Игоря Воробьева» (электрон. версия: «Му-зыковедческий Форум 2010»).

Автор рецензий и отзывов на научные работы, в том числе: на книгу К.П. Шевцова «Продолжение в другом. Реконструкция медиа-пространства» (Спб., 2009); на диссерта-цию Ю.В. Пушкиной «Трактат Гвидо Аретинского “Микролог” в контексте музыкальной культуры Высокого Средневековья, (Москва, 2010) и авторефераты диссертаций по музы-кознанию Т.П. Решетниковой «Музыка: от языка стилей к языку феномена» (Саратов, 2005), М.А. Константиновой «История Бесплатной музыкальной школы (1862 – 1917)» (СПб, 2008), А.А. Зингаренко «История и теория обучения профессиональных певчих в России в 17 – первой половине 19 века (к проблеме воспитания музыкального слуха)» (СПб., 2008), Т.Г. Вихоревой «Хоровые концерты Д.С. Бортнянского» (СПб., 2008), М.В. Сальниковой «Темперамент как музыкально-художественный феномен» (Саратов, 2008), А.Л. Черняевой «Проблемы жанра современной симфонии на примере творчества Ю.В. Воронцова и А.В. Чайковского» (Саратов, 2010); на авторефераты диссертаций по другим специальностям (философия, культурология) С.П. Пьянковой «Парадоксы творчества в музыкальной культуре ХХ века» (Саратов, 2004), Ю.В. Кирбабы «Генезис синергетиче-ской парадигмы: культурологические аспекты» (Саратов, 2004), М.О. Савиной «Страх как социальное явление» (ВолГУ, 2004), Е.Ф. Самошиловой «Онтологические и гносеологи-ческие основания философского творчества» (ВолГУ, 2008).

Педагогическая деятельность

В Волгоградском институте искусств им. П.А. Серебрякова преподает дисциплины теоретического цикла: «Анализ музыкальных произведений», «Методология музыкозна-ния», «Теория музыкального содержания», а также авторские спецкурсы: «Мифология му-зыки», «Теория музыкально-художественного творчества», разработанные для студентов музыковедческого факультета. В рамках курса «Теория музыкально-художественного творчества» ведет открытый проблемный семинар «Онтология творчества» для студентов, преподавателей, исследователей.
В качестве методиста ДШИ «Воскресение» г. Волгограда на уроках по музыкаль-ной литературе использует методологию музыкального содержания, разработанную В.Н. Холоповой, Л.П. Казанцевой, Л.Н. Шаймухаметовой.

Руководит научными работами студентов, в том числе дипломными работами му-зыковедов Новомлинцева И.В. «Кристаллические структуры в музыке композиторов пер-вой половины ХХ века: опыт структурного анализа (А. Скрябин, А. Шёнберг, А. Веберн, О. Мессиан)» (Волгоград, 2003).

Методическая деятельность

Выступает с открытыми лекциями для преподавателей ДМШ и ДШИ «Мифология искусства» (2003) и «Православные традиции и русский музыкальный авангард» (2010), докладами «Проблематика спецкурса “Мифология музыки”» (2008) и «“Музыкальное за-зеркалье”: Л. Кэрролл – В. Рубин – Е. Подгайц» (2010), открытыми уроками по анализу музыкальных произведений «Период эпохи барокко» и «Простые формы». Участвует в проблемном семинаре для преподавателей теоретических дисциплин г. Волгограда «Фольклорный материал в практике обучения сольфеджио». Разрабатывает материалы и проводит проверочное тестирование преподавателей в «Творческой мастерской» (2003).
Председатель и член жюри городского конкурса по сольфеджио учащихся ДМШ (2000 – 2004); член экспертного совета муниципального конкурса «Лучший преподаватель муниципальной детской школы искусств Волгограда» (2010), председатель Межшкольной научно-практической конференции преподавателей ДМШ, ДШИ, ДХШ и ДШХИ «Совре-менные методологии и методики художественного образования детей» (2003).

Автор методических материалов по преподаваемым дисциплинам: Актуальные ме-тодологии в изучении предметов теоретического и исторического циклов // Современные методологии и методики художественного образования детей: Материалы науч.-практич. конференции (Волгоград: Поляна – 21 век, 2004. С. 44-47), «Музыка в концепции А.Ф. Лосева» (Методич. разработка по курсу «Методология музыкознания». – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2007. – 21 с.), «Анализ музыкальных произведений» (Уч.-методич. пособие для специальности 050900 «Инструментальное исполнительство». – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2008. 64 с.), «Теория музыкально-художественного творчества» (Уч.-методич. комплекс для специальности 051400 «Музы-коведение». – Волгоград: ВИИ им. П.А. Серебрякова, 2010. 53 с.).

Рецензент учебно-методических работ преподавателей Е.И. Вартановой по курсу анализа музыкальных произведений «Логика сонатных композиций Гайдна и Моцарта» (Саратов, 2004), Н.Г. Драч «Теоретические основы анализа исполнительского текста»: (методические указания к программе курса «Фортепиано» для специальности 070111 «Музыковедение», Волгоград, 2010), проекта программы Е.Е. Пермяковой и Т.А. Кирилловой по сочинению для ДМШ и ДШИ (хоровое и музыкально-театральное отделения) (Волгоград, 2002), методической разработки М.С. Габриелян «Формирование у младших школьников эстетического отношения к музыкальной деятельности» (Волгоград, 2008).

Информация об О.Ю. Осадчей содержится в издании: Волгоградский муниципальный институт искусств им. П.А. Серебрякова 1917 – 2007: К юбилею учебного заве-дения – 90. Кафедра истории и теории музыки. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2008. С. 25.

Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 91
Просмотры материалов : 421523