1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Педагогика

Главная педагогическая цель Лаборатории – внедрение имеющихся знаний о сущности музыки в учебный процесс. Наиболее эффективно, с этой точки зрения, ведение специального предмета. С середины 90-х годов таковой разрабатывался Л.П. Казанцевой сперва для учащихся среднего звена, а впоследствии – студентов вуза и (совместно с В.С. Максаковой) учеников музыкальной школы. В настоящее время сотрудники Лаборатории ведут предметы «Музыкальное содержание» и «Теория музыкального содержания», рассчитанные на изучение во всех звеньях системы профессионального музыкального образования – детской музыкальной школе, училище (колледже), вузе, аспирантуре.

Объем занятий колеблется, в зависимости от специальности и ступени обучения, от полугода до полутора лет. Занятия носят групповой характер, однако при небольшой численности групп. Лекционные фрагменты сочетаются с аналитической практикой. Типовой формой практической работы стал коллективный анализ музыкального произведения, вскрывающий изучаемые на данном этапе учебного процесса закономерности музыкального содержания. Приветствуются неординарные формы работы: с детьми – это игры, рисунки, сочинение стихотворений и небольших музыкальных пьес (скажем, в теме «Музыкальный портрет» – «изображение» своих родных или самого себя); со взрослыми – сравнительный анализ композиторских опусов или исполнительских интерпретаций, музицирование, т.е. исполнение анализируемой музыки.

На каждом занятии дается (а затем, соответственно, проверяется) домашнее задание – самостоятельно выполненный анализ нескольких произведений на соответствующую теоретическую тему. Предусмотрены формы контроля: экзамен, зачет, контрольный урок.

Центральная задача курсов – освоение новых, специфических, систематизированных знаний о содержании музыки, в частности о таких ее сторонах, которые не изучаются в других дисциплинах: выразительности музыкального звука, музыкальной интонации, музыкальном образе, риторике и символике, пространстве и времени, музыкальной драматургии, теме и идее музыкального произведения, авторском начале в музыке, интертекстуальности и т.д. Не исключен и исторический, эволюционный  ракурс музыкального содержания. Формируется умение применять эти знания в ходе анализа музыкального произведения, приподнимающее над сугубо интуитивными догадками. Тем самым утверждается теоретико-практический характер предметов.

Решаются и другие, стоящие перед современным музыкальным образованием, задачи, как например воссоединение и систематизация разнородных знаний, получаемых на других дисциплинах, и умение их фокусировать на музыкальном произведении; приближение к многообразию современной музыкальной жизни с взаимодействием в ней разных, в том числе неакадемических жанровых и стилевых пластов (занимающих видное место в репертуаре исполнителей, но не изучаемых в традиционных учебных курсах – переложений, обработок, редакций, транскрипций, попурри и т.д.; требующих специфического подхода при изучении – джаза, эстрадной и рок-музыки). Активное, разворачивающееся как дискуссия, проникновение в музыку позволяет решать одну из важнейших задач курсов – развитие самостоятельного критического (наряду с аналитическим и историческим) мышления обучающегося. Таким образом, предметы музыкально-содержательной направленности способствуют углублению знаний о музыке и совершенствованию профессионализма музыканта.

Внимание и интерес обучающихся к смысловому началу музыки усиливаются не только на специально для этого предусмотренных, но и традиционных дисциплинах. Л.П. Казанцевой накоплен немалый опыт акцентуации художественного содержания на уроках по анализу музыкальных произведений. В ракурсе музыкального содержания Д.А. Рахимова проводит анализ гармонического языка и эстетико-стилевой анализ музыкально-этнографического текста, И.И. Васирук – изучение полифонической музыки, О.В. Шепшелева – анализ хорового опуса, выполняемый при написании развернутых аннотаций к произведениям, изучаемым в классе по специальности «Хоровое дирижирование».

Методология изучения музыкального содержания находит применение и в разрабатывающихся авторских курсах. У О.Ю. Осадчей это предназначенные для музыковедов «Мифология музыки» и «Теория музыкально-художественного творчества» (в рамках курса «Теория музыкально-художественного творчества» ведется открытый проблемный семинар «Онтология творчества» для студентов, преподавателей, исследователей), О.В. Шмаковой – «История и теория симфонизма», С.С. Севастьяновой – «Видеокурс музыкального театра», О.И. Лукониной – «Философия музыкального исполнительства» для студентов, обучающихся по специальности «Вокальное искусство», О.В. Шепшелевой – «Современная отечественная хоровая литература».

Проблематика музыкального содержания нашла отражение в дипломных работах музыковедов:

Агеева-Грамович С. Эволюция ориентализма в творчестве М. Балакирева. – Астрахань, 2009 (научный руководитель – Л.П. Казанцева).

Дворникова К.В. Образ Лисы в музыке композиторов ХХ века. – Астрахань, 2013 (научный руководитель – Л.П. Казанцева).

Еремина В. Проблемы методики преподавания музыкального содержания в выпускных классах ДМШ и ДШИ. – Астрахань, 2008 (научный руководитель – Л.П. Казанцева).

Куранова Ю. «Персефона» И.Ф. Стравинского: к вопросу художественной и исследовательской интерпретации. Волгоград, – 2010 (научный руководитель – О.В. Шмакова). За работу «Логика и поэтика мифа в «Персефоне» И.Ф. Стравинского» студентка получила звание Дипломанта Всероссийского конкурса научных и творческих работ «Национальное достояние России» (2010).

Матвеева Т. Аффекты в клавесинной музыке Франсуа Куперена. – Астрахань, 2008 (научный руководитель – Л.П. Казанцева).

Михайлова О. Мотивы «русской старины» и «апокалипсиса» в симфонических произведениях А.К. Лядова последнего периода творчества. Волгоград, 2008 (научный руководитель – Д.А. Рахимова).

Пехтелева И. Архетип Девы-Матери в неоклассических операх И.Ф. Стравинского. Волгоград, 2012. (Научный руководитель – О.В. Шмакова)

Рогозинская М. Хрестоматия по музыкальному содержанию для ДМШ: Дипл. реферат. Астрахань, 2010. (Научный руководитель - Л.П. Казанцева).

Шабаева О. «Спящая красавица» П.И. Чайковского: сказка, феерия, балет. – Волгоград, 2008 (научный руководитель – О.В. Шмакова).

Положения теории музыкального содержания используются также в качестве методологической основы при написании студентами дипломных музыковедческих рефератов по профессиональной и педагогической подготовке («Хрестоматия по музыкальному содержанию для учащихся ДМШ и ДШИ» М. Рогозинской. – Астрахань, 2010, научный руководитель – Л.П. Казанцева), дипломных рефератов исполнителей («Музыкальное содержание кантаты «Лик человеческий»: к вопросу исполнительской интерпретации» В. Ефремовой. – Волгоград, 2010; «Лирическая образная сфера в исполнительском стиле С. Прокофьева» Е. Зинченко. – Волгоград, 2008; «Особенности интерпретации духовной музыки Г. Свиридовым на примере цикла «песнопения и молитвы» Е. Рудницкой. – Волгоград, 2009; «Интерпретация монолога Аиды из I действия оперы Верди Марией Каллас» Н. Сорокиной. – Волгоград, 2008; везде научный руководитель – О.В. Шмакова), курсовых работ по истории музыки и анализу музыкальных произведений и т.д.

Наряду со специальным музыкальным образованием, Лаборатория держит в поле своего зрения и возможность приобщения к тайнам музыки более широкой аудитории. Успешным оказался проект «Слушаем музыку вместе», разработанный и осуществленный под руководством О.В. Шевченко педагогическими коллективами нескольких дошкольных учреждений г. Волгограда. Комплексное (при участии литературного и изобразительного видов искусства) вовлечение детей в музыку основано на соединении слуховых и зрительных впечатлений, достигаемым электронным способом подачи информации.

Творчески вводя в учебный процесс научные идеи из области музыкального содержания, сотрудники Лаборатории и сами совершенствуют свою педагогическую оснащенность. С этой целью они повышали квалификацию по курсу «Теория музыкального содержания», проведенному Л.П. Казанцевой в 2000 (Т.С. Андрущак, С.А. Мозгот, О.В. Шевченко), 2001 (И.И. Васирук) и в 2009 годах (С.А. Мозгот) в Астрахани, в 2007 году – в Волгограде (Т.С. Андрущак, И.И. Васирук, Е.А. Гущина, О.И. Луконина, Д.А. Рахимова, И.В. Савина, О.В. Шевченко, О.В. Шмакова). В 2004 году О.В. Шепшелева обучалась в «Лаборатории музыкальной семантики» при Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова.

Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 91
Просмотры материалов : 407149