Нилова В.И. Фонетика как экспрессия ("финский Мунк" Эльмер Диктониус
В.И. Нилова
доктор искусствоведения, профессор
Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
ФОНЕТИКА КАК ЭКСПРЕССИЯ
(«финский Мунк» Эльмер Диктониус) [1]
Композитор и поэт Эльмер Диктониус (1896 – 1961) – одна из самых примечательных фигур финской музыки. Диктониус-поэт был одним из первых представителей модернистской поэзии в Финляндии, Диктониуса-композитора музыкальная критика восприняла как «ультрамодерниста».
Как творческая личность Диктониус формировался в период, когда в Хельсинки, центр позднеромантического искусства, начала проникать современная живопись. С 1901 по 1916 гг. состоялись выставки французских импрессионистов (1901, 1904), произведений Э. Мунка (1909) и других норвежских художников (1911), а в 1904 гг. экспонировались произведения В. Кандинского (1914 – 1916).
Проводником новых идей в Финляндии была шведоязычная поэзия. Финский язык получил статус второго государственного языка только в 1882 г. и как литературный язык ещё находился в стадии становления. Шведский же язык имел давние литературные традиции, и в течение многих столетий был литературным посредником между Финляндией и европейскими странами, прежде всего между Германией. Именно шведский язык с его литературными традициями и отличной от финского языка фонетикой стал в авангарде новой поэзии Финляндии и именно шведский язык стал языком пионера финского музыкального модернизма Эльмера Диктониуса.
Очевидно, что молодого Диктониуса влекло дионисийство, и этому его влечению отвечала фонетика шведского языка, способная выразить важную для Диктониса тех лет «мунковскую» интонацию – лейтмотив поэзии Диктониуса 1920-х гг. Финский язык с его обилием гласных и особым стилем речи (относительно тихое произношение, низкий тон, малые интервалы, спокойное выражение чувств) не отвечал эстетике молодого новатора, идеалом которого была «не поэзия, но крик, не поэты, но измученные вызванные к жизни выдвинутые войной революцией голодом болезнью люди» [2]. В конце 1920-х гг. Диктониус объяснил, почему писал на шведском, а не на финском: «Если бы в финском языке были такие же мощные, близкие мне по духу горловые и утробные звуки, как в шведском, то один дьявол знает, на каком языке я писал бы» [3]. Добавим, что кроме «качественной характеристики» согласные в шведской речи имеют преимущество перед гласными: в финской речи на 100 гласных приходится 96 согласных, в шведской же на 100 гласных – 161 согласный. Хотя шведский язык в Финляндии подвергся влиянию финского языка (произношение стало более мягким), всё же языковые и речевые различия существенны. Кроме того, для выражения одного и того же содержания в финском языке требуется больше слогов, чем в шведском, и эта особенность шведского языка была предпочтительнее для выражения мироощущения поэта и композитора Диктониуса.
Эволюция композитора в 1917 – 1920-х гг. имела чёткий вектор. Он двигался в направлении Дебюсси – Скрябин – Шëнберг. Через увлечение музыкой Дебюсси прошли практически все старшие современники Диктониуса, от Сибелиуса до Палмгрена, включая патрона Диктониуса Мелартина. Адептом Скрябина был петербургский композитор Эрнст Пенгу (1887 – 1942), который в 1918 г. переехал в Финляндию на постоянное жительство.
В 1921 г. Диктониус начал активно заниматься литературной деятельностью, где весьма преуспел, став одной из главных фигур шведоязычного литературного экспрессионизма [4]. Хотя композиторская биография Диктониуса неожиданно оборвалась, а его вокальная лирика 1917 – 1920-х гг. не имела в те годы ни признания, ни преемников, активная позиция Диктониуса в литературе и музыкальной критике оставила заметный след в художественной культуре Финляндии 1920-х гг. Стихотворение «Ягуар» – уникальный в истории финского искусства пример синтеза ницшеанства, скрябинианства и шёнбергианства.
Путь Диктониуса к новой музыке – это вокальные миниатюры на шведские стихи Фрёдинга, Экелунда, Гезеля, Векселя, созданные в 1917 – 1920-х гг. Здесь чрезвычайно важна звуковая (фоническая) сторона шведских стихов, суггестия которых усилена средствами музыкального языка, стремящимися к тому «фоническому консонансу» с поэзией, об утрате которого писал Ницше. Какие же средства музыкального языка резонировали, как полагал Диктониус, звуковому облику шведоязычной поэзии?
Все песни мыслились потенциально тональными (знаки выставлены при ключе). Но в каждой из них Диктониус, в соответствии с творческой задачей, отбирал и сочетал необходимые для данного стихотворения средства и, по существу, заново создавал свой музыкальный язык.
Обратимся к песне «Väntan» (1917) на стихи любимого и высоко ценимого Диктониусом Фрёдинга. В его поэзии композитор услышал и сделал своей «мунковскую» интонацию крика. Стилистика песни соотносима со стилем модерн: здесь нет «обязательств» по отношению к предшествующему стилю (в данном случае – позднему романтизму в интерпретации старших современников Диктониуса); здесь действует новый для финской музыки 1910-х гг. принцип «притяжения» (Д. Сарабьянов). В ладовом отношении композитор испытывал интерес к возможностям целотонной гаммы, в формообразовании широко использовано ostinato. Речитация на одной или близлежащих ступенях сменяется скачком на тритон; фоническая гармония уступает место быстрым линеарным восходящим «пробегам», динамика изобилует crescendo.
Названные средства не являются открытием Диктониуса, но для финской музыки они были новы, и новизна состояла в скорости происходивших в музыке изменений. Плотность музыкальных событий в единицу времени превышала обычную для композиторской практики того периода, что придавало музыкальному развитию искомую Диктониусом динамичность. Цельность общей композиции обеспечивалась спиралевидным вектором движения, создающим ощущение стремительного прорыва ввысь и сопровождаемого усилением динамики (до ffff в конце песни).
В песне «Kring valnötsträdens tomma grenar» (1918) очевидны поиски способа более свободного обращения с тональностью, введены аккорды нетерцового строения в сочетании с кварто-квинтовыми созвучиями. В миниатюре «Det första värregnet» (1918) использована пентатоника, а в гармонической вертикали встречаются сочетания квинтовых и квартовых созвучий.
В «Ögonblä» (1918) тональность обозначена настойчивым повторением звука e в нижнем голосе партии фортепиано и квинтового тона в среднем голосе. Верхний голос образует с тонической квинтой различные полигармонические сочетания, вызывающие ассоциации с «Весной священной» Стравинского. Характерны наложения двух трезвучий с пропущенными квинтами на I и VII ступнях как результат свертывания в аккорды горизонтальных линий. И полигармония, и полимодальность возведены здесь в технический принцип, наилучшим образом отвечавший эстетическому credo Диктониуса – ничего застывшего, все наполнено движением. Над этой подвижной амальгамой парит удивительная по простоте и чистоте мелодия, которая варьируется в трех стихах песни.
Для миниатюр, созданных в последующие годы, характерен тот же поиск индивидуального языка в процессе отбора особых средств для каждого поэтического текста. Выявляются чёткие эстетические критерии: лаконизм, экспрессивность и эмоциональность. Таким образом, молодой Диктониус был участником того этапа музыкально-исторического процесса в Финляндии, когда осуществлялся отказ от единой системы средств выражения и переход к реальному музыкальному многоязычию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Полный текст статьи см. в издании: Нилова В.И. Фонетика как экспрессия («финский Мунк» Эльмер Диктониус) // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сб. ст. – Астрахань: АИПКП, 2008. С. 187-193.
2. Мишин А. И. Творчество Эльмера Диктониуса и проблемы шведоязычной литературы Финляндии. – Петрозаводск, 1987. C. 36. В переводе сохранена авторская пунктуация.
3. Цит. кн. C. 33.
4. Диктониус является автором более 20 книг стихов и прозы. Свою художественную программу, изложенную в форме лаконичных эссе и афоризмов, под названием «Мой стих» Диктониус опубликовал в 1921 году – еще до того, как были изданы его первые поэтические книги. Леворадикальные взгляды Диктониуса впоследствии препятствовали изданию и широкому распространению его произведений в Финляндии.
Меню
Друзья сайта
Статистика
Статьи : 98
Просмотры материалов : 1384918