1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Алишевич Т.А. Из опыта преподавания музыкально-теоретических предметов на историко-стилевой основе

Т.А. Алишевич
Председатель цикловой комиссии «Теория музыки»
Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова


ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ
НА ИСТОРИКО-СТИЛЕВОЙ ОСНОВЕ [1]


На протяжении более двадцати лет в Краснодарском музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова мною преподаются музыкально-теоретические дисциплины на историко-стилевой основе. Методологической основой преподавания на отделении теории музыки явились две взаимосвязанные идеи: 1) слияние традиционных теоретических дисциплин (элементарной теории музыки, гармонии, анализа, полифонии) в единую теорию музыки и 2) выстраивание курса в исторической последовательности.

Разумеется, предлагаемая концепция потребовала серьёзного переосмысления имеющегося учебного материала по теории музыки, его синтезирования, переструктурирования и выстраивания по «стреле времени». Однако эта колоссальная по объёму и сложности работа позволила добиться иного качества, охвата закономерностей музыки, которые объединились новым предметом – «Эволюция музыкального мышления».

Теоретический материал курса разбит на крупные эпохи, а внутри них подразделён на крупнейшие персоналии. Общий тематический план строится в соответствии со сменой музыкальных стилей:

I курс – музыкальная практика IX – XVII вв.
II курс – музыкальная практика классического периода.
III курс – музыкальная практика романтизма.
IV курс – музыкальная практика конца XIX – XX вв., теория музыкознания.

Объём учебных часов, отведённых на изучение всех теоретических закономерностей вместе взятых, не превышает предписанных для теоретических дисциплин в Учебном плане. Обучение построено на сочетании теоретической и практической частей и содержит разнообразные типы занятий: групповые и индивидуальные практические занятия, лекции и семинары.

Одним из приоритетных направлений методики является принцип творческо-практической направленности обучения, что подтверждается содержанием форм практической части: аналитические задания (анализ нотного текста в предложенном ракурсе), практические (написание традиционных и творческих письменных работ, сочинение по моделям музыки различных эпох), упражнения на фортепиано, музицирование, опросы (в академической форме) и семинары.

В результате на отделении теории музыки изменяется содержание экзаменов. Каждый проводится по всем составляющим его предметам. Историко-стилевое построение всего музыкально-теоретического курса приводит к новому наполнению итогового междисциплинарного экзамена по теории музыки, проводимому по единой теме: «Развитие музыкального мышления».

Одной из наиболее интересных и увлекательных форм работы как для педагога, так и для студентов являются семинары. Форма проведения семинаров основана на принципах проблемного метода обучения, предполагающего не пересказ лекций, а активное осмысление музыкального и теоретического материала определённого объёма. Тематика семинаров различна и может включать, например, некоторые темы лекционного курса («Тематический фонд эпохи Возрождения»), отдельные вопросы (сонатно-симфонические циклы Моцарта или Бетховена), анализ крупного научного исследования по теоретическому курсу, обобщающий опрос по эволюции элемента музыкального языка или композиции. Главная цель состоит не только в усвоении полученной информации, но – её координации в историческом ракурсе, развитии у студентов интуиции.

Изменяются соотношения между предметами теоретического цикла, особенно с курсом сольфеджио, интеграция с которым позволяет интонационно «погружаться» в каждый исторический стиль с помощью пения и других форм музицирования, слухового анализа. Ни на минуту нельзя забывать о том, что музыкально-мыслительная деятельность имеет интонационную природу.

Значительно обновляются традиционные методы преподавания: в училищный курс вводятся элементы семантического, стилевого анализа. Большое значение в развитии стилевого мышления играют разнотипные практические задания в курсе гармонии: устный ответ, гармонизация мелодий, импровизация на фортепиано, сравнительный анализ (например, вокальных сочинений на один текст или нескольких музыкальных произведений на одну тему). Возможно выполнение практических работ на одну тему: варианты решения задач по гармонии, написание рефератов, «ракурсный» (одноаспектный – не охватывающий произведение целостно) анализ.

Наибольшие трудности возникают в первом полугодии первого курса, когда, наряду с общей психологической адаптацией студентов к обучению, прибавляется колоссальная работа по созданию понятийного, интонационного, лексического и практического аппарата на совершенно неизвестном музыкальном материале эпох Средневековья и Возрождения. «Погружение» в предмет происходит по-разному, в зависимости от уровня музыкального и интеллектуального развития, личностных качеств студентов. Перед ними ставится главная задача – активно изучать музыкальные произведения, чтобы от эмпирического его познания идти к теоретическому обобщению. Практические занятия I курса содержат такие формы работы, как викторины по определению стиля композитора, тестирование, словарные диктанты. Как правило, к концу I курса студенты привыкают к интеллектуальным и физическим нагрузкам, объёму и содержанию комплексного курса теории музыки.

В соответствии с Учебным планом по специальности «Теория музыки» по каждому предмету цикла должна быть написана работа: в настоящее время – реферат, а в предыдущих Учебных планах – курсовые работы. В зависимости от круга интересов студентов, их эрудированности, других факторов, педагог выбирает тему и жанр работы: статью, аналитический этюд, эссе. Так, на I курсе, в связи с изучением музыкальной практики Средневековья и Возрождения, была определена тема: «Музыка эпохи Возрождения. Палестрина и Лассо». Предметом анализа были выбраны хоровые сочинения данных авторов. Студенты, имеющие более чем скромный интонационно-слуховой багаж, и особенно – музыки XVI века, испытывали трудности в освоении музыки далёкого прошлого, «вживании» в её интонационное содержание. Пение хоровых произведений Палестрины и Лассо на уроках сольфеджио оказало значительную помощь в реальном ощущении прелести звучания многоголосия, соотнесения словесного текста и музыки, особенностей фразировки, самостоятельности и взаимозависимости голосов ансамбля.

Как известно, в начале обучения у студентов гораздо больше накопленных ранее представлений о музыке гомофонно-гармонического склада, которую они играли, слушали, пели на уроках в школе. Они владеют терминологией, относящейся к мажору и минору, еще не имея понятия об организации модальных ладов; более того, они стремятся всё понимать через призму гармонических ладов, нередко отождествляя модальные и тонально-гармонические структуры. На протяжении всего первого курса идёт преодоление этого заблуждения, утверждение в сознании учеников новых понятий и терминов. Вершиной в понимании модальности как самостоятельной системы организации музыкального материала явился анализ произведений Палестрины и Лассо, написание работ и издание «Сборника» с шестью аналитическими этюдами[2].

Второй год обучения построен на изучении музыкальных произведений европейского классицизма. Одновременно начинают постигаться теория и практика гармонии (порядок тем и формы её преподавания, по сравнению с традиционными курсами, не изменяются). Однако значительно усложняется методика анализа музыкальных произведений. Поскольку на первом курсе освоен начальный (базисный) уровень профессионально-музыкальной практики, на втором курсе студент, двигаясь по историческим ступеням развития музыки, не только знакомится с музыкой французских клавесинистов, Скарлатти, Гайдна, Моцарта и Бетховена. Перед ним ставится новая задача – устанавливать исторические связи конкретных музыкальных фактов и явлений, находить историческую обусловленность процессов развития художественной культуры, эволюции музыкального мышления. К этому времени мы учимся следовать алгоритму выработанной практикой аналитической модели, которая состоит из определения эстетических норм эпохи (или художественного направления), системы образов, интонационного словаря (характерных интонаций), принципов формообразования и типовых композиционных структур, закономерностей гармонического мышления и тональных планов, принципов развития интонационного материала.

Третий курс посвящён изучению музыки XIX века – зарубежного и русского романтизма. В практической деятельности студентов, как правило, происходит значительный скачок в понимании семантического смысла стилевых атрибутов, применяемых в знаковом, символическом значении, что позволяет оценить глубину содержательного контекста музыкального произведения. Круг изучаемых работ по музыковедению резко расширяется. Когда же приходит время написания собственной  практической работы, оказывается более целесообразным объединять две работы (по гармонии и анализу музыкальных произведений) в одну общую (что оговорено в составленной мною Рабочей программе[3]). Итог – защита письменной работы на студенческой конференции (иногда с последующей публикацией[4]).

Еще с середины 90-х годов методика преподавания музыкально-теоретических предметов на стилевой основе была апробирована в группе студентов фортепианного отделения. В отличие от работы с теоретиками, в преподавании для исполнителей значительно изменилось соотношение практической и теоретической составляющих частей курса: музыкально-теоретическая информация выстраивалась под углом зрения исполнительских проблем. При сохранении общей тематической последовательности и практических форм работы значительно возрос объём музыкальных произведений, которые звучали на занятиях и, как правило, – в исполнении разных музыкантов.                

Результаты такой работы оказались впечатляющими. Семинарские занятия превратились в сотрудничество студентов с преподавателями по специальности, которые всегда на них присутствовали. Такие занятия порой гибко переходили в обсуждения, едва ли не в диспуты, во время которых ярко проявлялись заинтересованность, профессионализм студентов, вырабатывалось ощущение ими своей профессии. Особенно привлекала их ситуация сотворчества, возможность высказывать своё представление о прослушанном произведении, практически на равных общаться с педагогами.

Вкратце расскажу об итогах работы, какими они видятся мне и тем, кого я обучала.

Историко-стилевое развитие (кроме определённо построенной последовательности композиторских персоналий) представляет собой изучение музыкальной культуры в историческом ракурсе во взаимосвязи с эволюцией духовной культуры общества. В основе курса лежит сформированная в процессе обучения стилевая модель, которая формируется на семинарах.             

Понимание стилевых признаков складывается при постоянном соотнесении отдельных сочинений с их положением в историческом контексте. У студентов вырабатывается способность обнаруживать частное в общем, узнавать стилевые признаки при прослушивании произведения и анализе нотного текста, грамотно интерпретировать полученные аналитические сведения и аргументировать обобщения. Важную роль в занятиях играет связь со смежными искусствами и использование общегуманитарных знаний в их музыкально-практическом приложении. Такой методологический подход потребовал изменения задач музыкально-теоретического обучения, выдвинув на первое место развитие художественно-образной умственной деятельности.

Высокие и качественно новые показатели выпускных экзаменов на отделении теории музыки, а также резко улучшенные достижения на вступительных экзаменах в музыкальные вузы у пианистов являются подтверждением правильно выбранной методики. Студенты осознают, что развитие мыслительной деятельности благотворно воздействует на их профессиональный рост, на способность мыслить вслух, уважать и понимать мнение сокурсников, обобщать многочисленные факты.    

Постепенно у них формируется осознание своего творческого потенциала и путей реализации индивидуальных способностей. Так, из числа пианистов, прошедших обучение по этой методике, немало таких, кто определили себя как профессиональные композиторы, актёры, критики и др. Это не удивительно, поскольку в период училищного обучения они активно проявляли себя в творческих заданиях и сочинениях по модели, стихосложении и постановке студенческих спектаклей.

В течение многих лет, по окончании всего курса, мной проводится анкетирование – всегда анонимное, не сковывающее откровенность высказываний выпускников. Опрос ведётся по двум разделам: в первом из них по определённой шкале баллов оцениваются занятия; во втором высказываются предложения о том, что, по мнению обучавшихся, следовало бы учесть мне в будущем преподавании. Из огромного числа опрошенных не было ни одного, кто бы усомнился в правильности и целесообразности предложенного им метода обучения. Наоборот, абсолютное большинство, можно сказать, практически все сходятся в едином мнении: было интересно и трудно, но всегда результативно заниматься по историко-стилевому методу изложения музыкально-теоретического курса.


ПРИМЕЧАНИЯ


1. Полный текст статьи опубликован в сборнике: Музыкальное образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской науч.-практич. конференции / Астрах. муз. колледж им. М.П. Мусоргского. – Астрахань, 2010. С. 3 – 8. Более подробно данная методика освещена в издании: Алишевич Т.А. Преподавание музыкально-теоретических дисциплин на историко-стилевой основе // Музыкальное образование в колледже: Сб. ст. / Ред.-сост. Т.А. Алишевич. – Краснодар, 2005. Вып. 2. Теория музыки.

2. Музыка Высокого ренессанса: Палестрина, Лассо. Теоретические наблюдения над развитием лада, мелодии, процессом формообразования: Сб. аналитических этюдов / Ред.-сост. Т.А. Алишевич. – Краснодар, 2004.

3. Программа дисциплины «Эволюция музыкального мышления» для специальности 0504 «Теория музыки» / Сост. Т.А. Алишевич. – Краснодар, 2002.

4. Теоретические наблюдения над развитием музыкального содержания: Сб. аналитических этюдов / Ред.-сост. Т.А. Алишевич. – Краснодар, 2006. Вып. 2.

Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 95
Просмотры материалов : 978815