1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Королевская Наталья Владимировна

15.10.2011 16:42

КОРОЛЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

alt  Общие сведения

Окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова (1990) как музыковед и аспирантуру там же (2007).
Кандидат искусствоведения (2008, диссертация «Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии (на материале произведений саратовских композиторов)», научный руководитель – кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Т.Ф. Малышева), доцент кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, старший научный сотрудник, штатный сотрудник Международного Центра комплексных художественных исследования Саратовской государственной консерватории.
Лауреат Первого всероссийского конкурса новых научно-педагогических и управленческих технологий в детском художественном образовании ранней творческой и профессиональной ориентации «Балакиревский проект» (номинация «Презентация педагогического опыта», Москва, 2002).

Научная деятельность

В сфере научных интересов – проблемы смыслообразования в музыке, взаимодействия слова и музыки в вокальных жанрах, творчество композиторов саратовской школы, вопросы психологии.

Имеет научные публикации:

а) книги

1.    Слово и музыка в произведениях саратовских композиторов: в пространствах смысла: монография. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. 291 с.
2.    Слово и музыка: в пространствах смысла: монография. Книга 1. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. 218 с.

б) статьи

1.    К проблеме диалога культур: Вторая соната для фортепиано В. Королевского // Б. Асафьев и современное музыкальное исполнительство: материалы шестой научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Тольятти, 2004.
2.    Вокальная симфония: к проблеме специфики жанра // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: Преемственность и новаторство: Сб. науч. статей. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. Вып. 3. С. 63-68.
3.    Прочтение поэзии М. Цветаевой в вокальном цикле Е. Гохман «Бессонница» // Елене Гохман посвящается: К 70-летию со дня рождения. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 114-130.
4.    Образы слова в Четвертой симфонии А.Г. Шнитке: к проблеме взаимодействия слова и музыки // Творчество А.Г. Шнитке в контексте отечественной и мировой культуры. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С. 23-30.
5.    «Испанские мадригалы» Е. Гохман в свете проблемы взаимодействия слова и музыки // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Всерос. науч. чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С. 43-51.
6.    Три уровня реализации модели «Камаринской» М.И. Глинки во Второй симфонии В. Королевского // Новоспасский сборник. Эпоха М.И. Глинки. Музыка. Поэзия. Театр: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Смоленск: Смоленс. городская типография, 2007. Вып. 4. С. 168-174.
7.    Через слово – к музыке // Искусство и образование. 2007. № 3(53) 08. С. 106-109.
8.    Женская исповедь: Марина Цветаева – Елена Гохман // Музыкальная академия. 2008. № 2. С. 103-108.
9.    Процессы смыслообразования в вокальном цикле О. Моралёва «Перечитывая А. Блока» // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1 (2). С. 64-72.

10.    Быстричкина Н.В. (Королевская Н.В.) Владимир Королевский: монографический очерк // Композиторы и музыковеды Саратова. – М.: Композитор, 2008. С. 386-401.
11.    Прощание с Петербургом: на перекрёстках стилевых контекстов (к проблеме «слово и музыка» у М.И. Глинки) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. С. 201-206.
12.    Концептуальные параллели в творчестве О.А. Моралёва (1922 – 2002) // Проблемы художественного творчества: Всерос. научные чтения, посвящённые Б.Л. Яворскому. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 50-57.
13.    Диалог – формула памяти // Диалог: Сб. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 74-79.
14.    Вокальная симфония с позиции слова // Памяти Марианны Фёдоровны Гейлиг: Сб. науч. ст. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 51-59.
15.    К проблеме отношений слова и музыки у А.Г. Шнитке // Научные чтения, посвящённые 75-летию со дня рождения А.Г. Шнитке. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 68-73.
16.    «Я простые скажу слова…» (об интенциональной природе концепта на примере трёх романсов П.И. Чайковского) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 19-25.
17.    Вокальная симфония с позиции слова // Памяти Марианны Фёдоровны Гейлиг: Сб. науч. ст. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 51-59.
18.    Владимир Королевский: Лабиринты творчества // Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 48-52.
19.    О текстоцентрической функции концепта: смыслообразование в циклической вокальной композиции // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 47-60.
20.    Диалог о музыкальном содержании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведения. Вопросы теории и практики. Науч.-теоретич. и прикладной журнал. – Тамбов: Грамота.  2016.  № 7 (69).  Ч. 2. С. 83-87.
21.    Симфонии В.Г. Королевского в свете теории смыслового взрыва Ю.М. Лотмана // Музыкальное содержание: пути исследования. Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 69-88.
22.    «Головоломка» Елены Гохман: Семь эскизов для фортепиано // Проблемы художественного творчества. Сб. ст. по материалам Всерос. науч. чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому. – Саратов, 2016. С. 17-23.
23.    К проблеме рождения шедевра в контексте индивидуального стиля. Малер и Достоевский // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 4 (25). С. 58-65.
24.    Новая книга о музыкальной жизни Саратова // Музыкальная академия. 2016. № 1. С. 108-109.

25.    Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича – произведение-исповедь // Музыкальное искусство и наука в современном мире. Сб. ст. по материалам Междунар. науч. конференции. – Астрахань, 2016. С. 88-95.
26.    Последняя симфоническая исповедь Дмитрия Шостаковича // Музыкант-Классик. 2016. № 9-10. С. 2-8.
27.    «Скраденное слово» во Втором фортепианном концерте Б.А. Сосновцева // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры». – Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. С. 195-205.
28.    Синдром Дон-Жуана: рецензия на постановку «Дон Жуана» Моцарта в Саратовском академическом театре оперы и балета, XXIX Собиновский фестиваль // Музыкальная академия. 2016. № 3. С. 88-91.
29.    «Неизбежность культуры» сегодня // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 4. С. 498-501.
30.    Фортепианные концерты Б.А. Сосновцева // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по материалам Всерос. науч. чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. – Саратов, 2017. С. 72-79.
31.    Фигура актуального действия в трилогии С.И. Танеева «Орестея» // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика. Сб. ст. по материалам V Междунар. конф. – Астрахань, 2017. С. 46-54.
32.    Композиторская школа Саратова во второй половине ХХ века // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по материалам Всерос. науч. чтений, посвященных Б.Л. Яворскому и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории. – Саратов, 2017. С. 231-242.
33.    О музыке Олега Моралёва. Между Вечностью и Временем // Герценка. Вятские записки. Киров: Кировская государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И Герцена, 2017. Вып. 31. С. 134-136.  
34.    Внутренняя форма слова – логическая основа смыслообразования в музыке // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. –  Саратов, 2018. Т. 1. С. 121-132.
35.    Межелайтис – Моралёв – Красаускас: синтез и диалог искусств (к проблеме рождения шедевра) // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практич. конференции. – Тамбов, ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2018. С. 65-74.
36.    Путевой хронотоп «Прекрасной мельничихи» Ф. Шуберта // Музыкальная академия. 2018. № 1. С. 211-218.
37.    «Зимний путь»: хронотоп «безвременья» и «вненаходимости» // Музыкальная академия. 2018. № 2. С. 175-183.
38.    Интонационная драматургия оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» – воплощение поэтики любви // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. п материалам Всерос. науч. чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. 27-28 ноября 2018 г. – Саратов: СГК им. Л. В. Собинова. С. 148-159.
39.    Смыслообразование в сонате h-moll Ф. Листа в свете посвящения Р. Шуману: «нефаустианский» сюжет // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 4. С. 125-130.
40.    Образ как основа музыкального смыслообразования // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. Саратов, 2018. Т. 2. С. 135-153.
41.    «Лоэнгрин» Вагнера – «Лебединое озеро» Гута // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория. Практика. Сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – Саратов, 2019. С. 184-190.
42.    Действие: рождение смысла // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2019. Т. 1. С. 252-271.  
43.    Проблема оперных форм в научно-исследовательской деятельности М.Ф. Гейлиг // Педагогическая практика – путь к индивидуальной педагогике: Сб. ст. по материалам III Всерос. науч.-практич. консерватории. – Саратов, 2019. С. 47-54.
44.    Геометрия смысла // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2019. № 5. С. 31-42. https: // nbpublish.com / library read_article.php?id=30777
45.    «Эскизы А.А. Бренинга» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019 № 3 (5). С. 89-95.
46.    «Прощание с Петербургом» М.И. Глинки: хронотоп альбома // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2020. Т. 9. По материалам Междунар. науч. форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART». С. 65-76.  
47.    Хоровая «живопись» Елены Гохман // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2020. Т. 9. По материалам Междунар. науч. форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART». С. 77-83.
48.    Интертекстуальный замысел «Орестеи» С.И. Танеева: в поисках авторского смысла // Проблемы музыкальной науки. 2019 № 4. С. 36-45.
49.    Итоги Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART» // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2020. Т. 10. По материалам Междунар. науч. форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART». С. 269-283.
50.    Сверхреализм в произведениях о войне: Олег Моралёв. «Смерть солдата» // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. По материалам II Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART II». Парадигма «война и мир». К 75-летию Победы. – Саратов, 2020. С. 212-224.
51.    Смысл и подходы к исследованию музыкального смыслообразования в отечественной музыкальной науке // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 12. С. 249-255.
52.    Бетховен к Бессмертной и Далёкой возлюбленной // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2021. Том 16. По материалам V Междунар. форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART V». С. 210-223.
53.    О роли внемузыкальных факторов симфонического мышления в современных модификациях жанра симфонии (к 60-летию В. Королевского) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021 № 1 (11). С. 60-66.

Выступает с докладами на международных и всероссийских научно-практических конференциях и конгрессах в Москве (2006), Саратове (2004, 2005, 2007, 2009, 2010, 2012) Волгограде (2009 – 2013), Смоленске (2007).

Автор рецензий и отзывов на научные работы. Выполняет экспертизы диссертационных исследований, участвует в защитах как оппонент. Является рецензентом монографии С. Платоновой «Виктор Платонов: композитор, художник, поэт» (Рязань, 2010. 184 с.)

Педагогическая деятельность

Ведёт курсы музыкальной литературы, истории зарубежной музыки, современной музыки, оперной драматургии, музыкальной журналистики.
Просветительская деятельность

Выступает с ансамблем старинной и современной музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова MUSICA FELICE в качестве ведущей. Работает в газете «Камертон» СГК им. Л.В. Собинова.


Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 96
Просмотры материалов : 1138070