Королевская Наталья Владимировна
15.10.2011 16:42
КОРОЛЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Общие сведения
Окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова (1990) как музыковед и аспирантуру там же (2007).
Кандидат искусствоведения (2008, диссертация «Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии (на материале произведений саратовских композиторов)», научный руководитель – кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Т.Ф. Малышева), доцент кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Защитила докторскую диссертацию «Слово и музыка: онтологические основы смыслообразования» (научный консультант – доктор искусствоведения, профессор А.И. Демченко). Старший научный сотрудник, штатный сотрудник Международного Центра комплексных художественных исследования Саратовской государственной консерватории.
Лауреат Первого всероссийского конкурса новых научно-педагогических и управленческих технологий в детском художественном образовании ранней творческой и профессиональной ориентации «Балакиревский проект» (номинация «Презентация педагогического опыта», Москва, 2002).
Научная деятельность
В сфере научных интересов – проблемы смыслообразования в музыке, взаимодействия слова и музыки в вокальных жанрах, творчество композиторов саратовской школы, вопросы психологии.
Имеет научные публикации:
а) книги
1. Слово и музыка в произведениях саратовских композиторов: в пространствах смысла: монография. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. 291 с.
2. Слово и музыка: в пространствах смысла: монография. Книга 1. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. 218 с.
б) статьи
1. К проблеме диалога культур: Вторая соната для фортепиано В. Королевского // Б. Асафьев и современное музыкальное исполнительство: материалы шестой научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Тольятти, 2004.
2. Вокальная симфония: к проблеме специфики жанра // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: Преемственность и новаторство: Сб. науч. статей. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. Вып. 3. С. 63-68.
3. Прочтение поэзии М. Цветаевой в вокальном цикле Е. Гохман «Бессонница» // Елене Гохман посвящается: К 70-летию со дня рождения. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 114-130.
4. Образы слова в Четвертой симфонии А.Г. Шнитке: к проблеме взаимодействия слова и музыки // Творчество А.Г. Шнитке в контексте отечественной и мировой культуры. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С. 23-30.
5. «Испанские мадригалы» Е. Гохман в свете проблемы взаимодействия слова и музыки // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Всерос. науч. чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С. 43-51.
6. Три уровня реализации модели «Камаринской» М.И. Глинки во Второй симфонии В. Королевского // Новоспасский сборник. Эпоха М.И. Глинки. Музыка. Поэзия. Театр: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Смоленск: Смоленс. городская типография, 2007. Вып. 4. С. 168-174.
7. Через слово – к музыке // Искусство и образование. 2007. № 3(53) 08. С. 106-109.
8. Женская исповедь: Марина Цветаева – Елена Гохман // Музыкальная академия. 2008. № 2. С. 103-108.
9. Процессы смыслообразования в вокальном цикле О. Моралёва «Перечитывая А. Блока» // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1 (2). С. 64-72.
10. Быстричкина Н.В. (Королевская Н.В.) Владимир Королевский: монографический очерк // Композиторы и музыковеды Саратова. – М.: Композитор, 2008. С. 386-401.
11. Прощание с Петербургом: на перекрёстках стилевых контекстов (к проблеме «слово и музыка» у М.И. Глинки) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. С. 201-206.
12. Концептуальные параллели в творчестве О.А. Моралёва (1922 – 2002) // Проблемы художественного творчества: Всерос. научные чтения, посвящённые Б.Л. Яворскому. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 50-57.
13. Диалог – формула памяти // Диалог: Сб. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 74-79.
14. Вокальная симфония с позиции слова // Памяти Марианны Фёдоровны Гейлиг: Сб. науч. ст. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 51-59.
15. К проблеме отношений слова и музыки у А.Г. Шнитке // Научные чтения, посвящённые 75-летию со дня рождения А.Г. Шнитке. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 68-73.
16. «Я простые скажу слова…» (об интенциональной природе концепта на примере трёх романсов П.И. Чайковского) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 19-25.
17. Вокальная симфония с позиции слова // Памяти Марианны Фёдоровны Гейлиг: Сб. науч. ст. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 51-59.
18. Владимир Королевский: Лабиринты творчества // Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 48-52.
19. О текстоцентрической функции концепта: смыслообразование в циклической вокальной композиции // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 47-60.
20. Диалог о музыкальном содержании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведения. Вопросы теории и практики. Науч.-теоретич. и прикладной журнал. – Тамбов: Грамота. 2016. № 7 (69). Ч. 2. С. 83-87.
21. Симфонии В.Г. Королевского в свете теории смыслового взрыва Ю.М. Лотмана // Музыкальное содержание: пути исследования. Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 69-88.
22. «Головоломка» Елены Гохман: Семь эскизов для фортепиано // Проблемы художественного творчества. Сб. ст. по материалам Всерос. науч. чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому. – Саратов, 2016. С. 17-23.
23. К проблеме рождения шедевра в контексте индивидуального стиля. Малер и Достоевский // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 4 (25). С. 58-65.
24. Новая книга о музыкальной жизни Саратова // Музыкальная академия. 2016. № 1. С. 108-109.
25. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича – произведение-исповедь // Музыкальное искусство и наука в современном мире. Сб. ст. по материалам Междунар. науч. конференции. – Астрахань, 2016. С. 88-95.
26. Последняя симфоническая исповедь Дмитрия Шостаковича // Музыкант-Классик. 2016. № 9-10. С. 2-8.
27. «Скраденное слово» во Втором фортепианном концерте Б.А. Сосновцева // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры». – Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. С. 195-205.
28. Синдром Дон-Жуана: рецензия на постановку «Дон Жуана» Моцарта в Саратовском академическом театре оперы и балета, XXIX Собиновский фестиваль // Музыкальная академия. 2016. № 3. С. 88-91.
29. «Неизбежность культуры» сегодня // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 4. С. 498-501.
30. Фортепианные концерты Б.А. Сосновцева // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по материалам Всерос. науч. чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. – Саратов, 2017. С. 72-79.
31. Фигура актуального действия в трилогии С.И. Танеева «Орестея» // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика. Сб. ст. по материалам V Междунар. конф. – Астрахань, 2017. С. 46-54.
32. Композиторская школа Саратова во второй половине ХХ века // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по материалам Всерос. науч. чтений, посвященных Б.Л. Яворскому и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории. – Саратов, 2017. С. 231-242.
33. О музыке Олега Моралёва. Между Вечностью и Временем // Герценка. Вятские записки. Киров: Кировская государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И Герцена, 2017. Вып. 31. С. 134-136.
34. Внутренняя форма слова – логическая основа смыслообразования в музыке // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2018. Т. 1. С. 121-132.
35. Межелайтис – Моралёв – Красаускас: синтез и диалог искусств (к проблеме рождения шедевра) // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практич. конференции. – Тамбов, ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2018. С. 65-74.
36. Путевой хронотоп «Прекрасной мельничихи» Ф. Шуберта // Музыкальная академия. 2018. № 1. С. 211-218.
37. «Зимний путь»: хронотоп «безвременья» и «вненаходимости» // Музыкальная академия. 2018. № 2. С. 175-183.
38. Интонационная драматургия оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» – воплощение поэтики любви // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. п материалам Всерос. науч. чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. 27-28 ноября 2018 г. – Саратов: СГК им. Л. В. Собинова. С. 148-159.
39. Смыслообразование в сонате h-moll Ф. Листа в свете посвящения Р. Шуману: «нефаустианский» сюжет // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 4. С. 125-130.
40. Образ как основа музыкального смыслообразования // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. Саратов, 2018. Т. 2. С. 135-153.
41. «Лоэнгрин» Вагнера – «Лебединое озеро» Гута // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория. Практика. Сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – Саратов, 2019. С. 184-190.
42. Действие: рождение смысла // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2019. Т. 1. С. 252-271.
43. Проблема оперных форм в научно-исследовательской деятельности М.Ф. Гейлиг // Педагогическая практика – путь к индивидуальной педагогике: Сб. ст. по материалам III Всерос. науч.-практич. консерватории. – Саратов, 2019. С. 47-54.
44. Геометрия смысла // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2019. № 5. С. 31-42. https: // nbpublish.com / library read_article.php?id=30777
45. «Эскизы А.А. Бренинга» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019 № 3 (5). С. 89-95.
46. «Прощание с Петербургом» М.И. Глинки: хронотоп альбома // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2020. Т. 9. По материалам Междунар. науч. форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART». С. 65-76.
47. Хоровая «живопись» Елены Гохман // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2020. Т. 9. По материалам Междунар. науч. форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART». С. 77-83.
48. Интертекстуальный замысел «Орестеи» С.И. Танеева: в поисках авторского смысла // Проблемы музыкальной науки. 2019 № 4. С. 36-45.
49. Итоги Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART» // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2020. Т. 10. По материалам Междунар. науч. форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART». С. 269-283.
50. Сверхреализм в произведениях о войне: Олег Моралёв. «Смерть солдата» // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. По материалам II Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART II». Парадигма «война и мир». К 75-летию Победы. – Саратов, 2020. С. 212-224.
51. Смысл и подходы к исследованию музыкального смыслообразования в отечественной музыкальной науке // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 12. С. 249-255.
52. Бетховен к Бессмертной и Далёкой возлюбленной // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. – Саратов, 2021. Том 16. По материалам V Междунар. форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART V». С. 210-223.
53. О роли внемузыкальных факторов симфонического мышления в современных модификациях жанра симфонии (к 60-летию В. Королевского) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021 № 1 (11). С. 60-66.
Выступает с докладами на международных и всероссийских научно-практических конференциях и конгрессах в Москве (2006), Саратове (2004, 2005, 2007, 2009, 2010, 2012) Волгограде (2009 – 2013), Смоленске (2007).
Руководит научными исследованиями:
1. Шевцова А.В. Становление сольного репертуара отечественной альтовой школы: в поисках художественной индивидуальности инструмента: дис. … канд. искусствоведения. – Саратов, 2022.
Автор рецензий и отзывов на научные работы. Выполняет экспертизы диссертационных исследований, участвует в защитах как оппонент. Является рецензентом монографии С. Платоновой «Виктор Платонов: композитор, художник, поэт» (Рязань, 2010. 184 с.)
Редакторская деятельность
Редактирует издания Международного Центра комплексных художественных исследования Саратовской государственной консерватории «Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы».
Педагогическая деятельность
Ведёт курсы музыкальной литературы, истории зарубежной музыки, современной музыки, оперной драматургии, музыкальной журналистики.
Просветительская деятельность
Выступает с ансамблем старинной и современной музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова MUSICA FELICE в качестве ведущей. Работает в газете «Камертон» СГК им. Л.В. Собинова.
Публикации о Н.В. Королевской
1. Королевская Н.В. Слово и музыка: в пространствах смысла // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. Презентация книжных изданий. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2022. Т. 33. С. 309-338.
Меню
Друзья сайта
Статистика
Статьи : 98
Просмотры материалов : 1398052